В качестве эпиграфа:
«Правило точности: Решая задачу, всегда полезно знать ответ».
(с) законы Мерфи

Увы, ответа у нас сегодня не будет, а будет небольшое любительское расследование. Как-никак, сегодня в нашей группе вКонтакте «Самостоятельные путешествия всей семьей» своеобразный юбилей — 500 участников! В честь этого будет не совсем типичный пост.
Основные направления нашего проекта — конечно же, путешествия, историческая реконструкция, ну и как нечто среднее — путешествие в историю. Вот в историю мы с вами сегодня и наведаемся. Объектом «расследования» послужит вокзал станции Волховстрой.

Казалось бы — что тут расследовать? Вокзал — не иголка, не потеряется. История прозрачная насквозь.
Сначала был деревянный вокзал станции Званка. Построен он был еще в начале ХХ века, до революции, но, увы, до нас дошел всего на двух фотографиях. Даже Прокудин-Горский, путешествовавший в этих местах в 1910-х, не уделил вокзалу Званки внимания, предпочтя Старую и Новую Ладогу. Ну, или уделил, но снимки канули в архивы. Итак, вот то, что имеем (в этот раз в посте будет много снимков, просто найденных в яндексе):

Пожалуй, любой человек в Волхове расскажет, что этот вокзал был уничтожен во время войны. Сотрудники музея истории города Волхов могут рассказать подробнее — про налёт 15 мая 1942 года, когда вокзал уничтожило прямое попадание авиабомбы (если не ошибаюсь, это есть и в великолепной книге Ю.Сякова «Волхов в огне»).
В конце концов, станцию бомбили основательно.
Кстати, если взглянуть на карту того времени (отлично видны Ленинградские тупики, обходной путь и мост-дублёр), то видно — вокзал находится гораздо правее, чем сейчас. Отличный ориентир — полукруг паровозного депо и ведущая к нему ветка, теперь превратившаяся в так называемый «тупик НОДа».

Вероятно, старый вокзал находился вот здесь, где нынче «башня» поста маршрутно-релейной централизации:

Ну и прекрасно. Вокзал был, вокзал разрушен в годы войны. После войны построили красавца, о котором я уже писал.

Давайте для разнообразия сценку «прибытие поезда» — это вокзал еще до модернизации, исполняется 50 лет Волховстроевскому отделению дороги:

Потом вокзал отремонтировали в конце 90-х. Кстати, этот снимок сделан почти сразу после окончания «апгрейда» — ещё светятся люстры в залах, потом их доооолго не включали:

И в чем интрига, спросите вы?

Был деревянный вокзал. Сгорел в войну (кстати, горящий деревянный вокзал был изображен на панно, размещенном в вокзале до его перестройки — потом оно, как я понимаю, было утеряно). Построили новый.

А интрига в вопросе: ПОЧЕМУ столь крупный железнодорожный узел (напомню — на четыре направления, все стороны света) не имел приличного вокзала, а имел лишь дореволюционную развалюху?

Для сравнения — вот Чудовский вокзал (кстати, тоже дореволюционный, но каменный). Фото военных лет — постарались коллеги Георга Гундлаха, да и у него на снимках этот вокзал фигурирует.

Вполне приличный большой вокзал. Почему такого не было в Волховстрое? Город, опять же, знаковый — ГЭС, завод… Каменные дома ещё до войны. А вокзала — нет. Лишь старая деревяшка.

Вопрос без ответа. Но вообще — это было предисловие.

А если я скажу, что большой и сравнительно новый вокзал во время войны в Волхове БЫЛ? И по размерам, если прикинуть, не уступал тому же Чудовскому? Поверите? 😉

Сейчас попробую доказать.

Попался мне на глаза фильм, который в 1972 году снял В.Когай —  «Воспоминание о мужестве». Очень хороший документальный фильм о Блокаде Ленинграда и ее прорыве. Увы, просмотреть в интернете его удалось лишь на одном ресурсе (он виден на скриншотах).

Почти в самом конце фильма, на 40-х минутах, есть пяти-десятисекундный эпизод, посвященный первому поезду с Большой Земли в Ленинград после прорыва Блокады. Тема тоже знакомая — я уже рассказывал и о юбилее, и о паровозе Эу 708-64. Никакой интриги. Идущий поезд, ликующие люди по сторонам железнодорожного пути, прибытие и всем хорошо знакомые кадры на Финляндском вокзале 7 февраля 1943 года.

Но позвольте. Откуда снимки с людьми в чистом поле? Первый поезд шёл в условиях строгой секретности, подобной ликующей встречи ПО ПУТИ не было.

Ответ напрашивается: режиссер взял другую съёмку и вставил в фильм. Дело известное.

Известное в наше время. Но не в 1972 году, когда относились ко всему этому гораздо серьёзнее и не дёргали в фильмы что попало — особенно в документальные.

А это что за ликующая толпа? Блокадный Ленинград? Вот что хотите — НЕ ВЕРЮ. Не говоря уже о том, что встречающая толпа в блокадном Ленинграде встречала поезд не на подходах, а на самом вокзале — фото есть выше.

Вот Эу 708-64 с поездом у перрона Финляндского вокзала 7 февраля 1943 года. Но… извините. На кадрах выше хорошо видны платформы, а снимал оператор, скорее всего, из пассажирского вагона. Но тут нет платформ за пассажирским вагоном! Их в этом составе вообще не было!

Значит, эта съемка не имеет к «первому поезду» никакого отношения? Автор взял какой-то «левый» материал?

Нет, товарищи. Можно взглянуть на ситуацию под другим углом.

Тоже достаточно известное фото, переснятое из газеты (хорошо видно типографское зерно): несколько дней спустя. Первый поезд ИЗ Ленинграда в Волховстрой. И вот тут платформы за пассажирским вагоном видны очень хорошо.

Паровоз — вот он, Эм 721-83, ныне установленный на станции Петрокрепость. Его фотографий в интернете навалом, эта тоже из яндекса:

А вот и еще один снимок — увы, нашел лишь в таком размере. Тот самый «первый поезд»… обратно. И вот тут отлично видны ликующие толпы людей, тех самых, которых снимал оператор в хронике.

Еще одно фото, из архива РИА «Новости» (найдено здесь) — этот поезд, в отличие от того, что шел из Волховстроя в Ленинград, снимали намного больше:

Следите за руками?

В нескольких секундах хроники мы наблюдаем не прибытие первого после прорыва Блокады поезда в Ленинград — от него лишь финальные кадры. В основной массе — прибытие первого поезда из Ленинграда в Волховстрой!!!

Для сомневающихся — напомню недавний визит в музей локомотивного депо Волховстрой.

На верхнем панорамном снимке — то самое паровозное депо — полукруг на карте выше. Обратите внимание на характерные фронтоны.
А теперь посмотрите вот на этот снимок. Верхняя часть кадр, чуть левее центра, на заднем плане — тот самый фронтон. И ракурс подходит, если… поезд прибывает к вокзалу станции Волховстрой.
Понимаете?
Крупное здание с двух, или трехэтажной «законцовкой» (при просмотре видео его видно намного лучше, хоть и недолго), что на кадре слева — вокзал станции Волховстрой!
И, заметьте, он не имеет ничего общего с той деревяшкой, что фигурирует на паре снимков начала ХХ века 😉

Вот такая занимательная конспирология.
О том, что в период между деревянным и послевоенным вокзалом был еще один, большой — никто, такое впечатление, не знает. Документов о постройке нет. Фотографий — тоже, ни единой.

Ну а вам, уважаемые читатели — информация к размышлению. И для коренных волховчан — повод расспросить прадедушек-прабабушек… у кого ещё есть такая возможность 🙁