Когда я совсем недавно писал статью о возвращении в депо Волховстрой паровоза «Дороги Победы», я и предположить не мог, что удастся побывать на митинге в честь такого знаменательного события, как 75-летие отправления со станции Волховстрой первого поезда после прорыва Блокады.

Отправился поезд именно 5 февраля далёкого 1943 года. А вёл его этот вот самый паровоз, сейчас находящийся на вечной стоянке на вокзале станции Волховстрой-1.

Сейчас он мирно соседствует с электропоездами, прибывающими на 3-й пассажирский путь:

Вела в тот раз поезд бригада в составе И.П.Пироженко (машинист), В.С.Дятлева (помощник машиниста — кстати, в прошлом посте он есть на фотографиях) и И.А.Антонова. Была и дублирующая бригада, более того — поезд сопровождал замначальника Кировской дороги, уполномоченный НКПС В.М. Виролайнен.
Кстати, интересный факт указывает волховский журналист и историк Ю.Сяков в книге «Волхов в огне»:

«Именно Виролайнен персонально отвечал за успех операции. На последнем перегоне он залез в будку паровоза и стоял за спиной Ивана Пироженко. Когда поезд стал прибывать к перрону Финляндского вокзала, Виролайнен оттолкнул машиниста и сам взялся за реверс. Ленинградцы приветствовали его как человека, который привел первый поезд в осажденный город.»

К этому имени мы вернёмся чуть позже — благо на вокзале есть мемориальная доска, посвящённая как раз ему.

Ну а пока у паровоза собираются люди:

Вырезку из «Октябрьской магистрали», посвященную тому самому первому поезду,  приклеили к тендеру паровоза скотчем:

Прибывают дети…

…и местные патриотические организации:

А ещё — ветераны-железнодорожники. Много.

Сегодня в фотоподборке будет много лиц. И в первую очередь — лиц старых железнодорожников,  пусть и работавших здесь уже после окончания войны.

Прибывают и представители школ — приятно увидеть любимых учителей из бывшей железнодорожной школы №61, которую я совсем недавно упоминал 🙂

Начинается митинг. На нем присутствуют официальные лица города и железной дороги… и не только.

Много гвоздик. ОЧЕНЬ много.

Народу собралось на удивление много, особенно для рабочего дня.

Говорят, даже 9 мая 1980 года, когда открывали памятник-паровоз, народу было ненамного меньше.

Думаю, сейчас пришли многие из тех, кто были на вокзале тогда, в 1980-м…

Вокзал, построенный в конце 1940-х — начале 1950-х, в начале 2000-х годов прошёл полную модернизацию. Это тема, заслуживающая отдельного разговора.

В числе прочих выступает Г.Г.Самсоненко, машинист, начальник локомотивного депо, главный инженер Волховстроевского отделения дороги, первый заместитель главы районной администрации… и именно тот человек, который, услышав в свое время от В.С.Дятлева о том самом первом поезде, решил отыскать тот самый паровоз.
И отыскал его.

Еще немного лиц…

…и речей:

Мало того. Сегодня на митинге присутствует дочь В.С.Дятлева, Лидия Викторовна Бармина:

Метель воет… Наверное, как и 75 лет назад…

Поздравление дочери ветерана… Она и сама — волховский ветеран:

Также выступает хранитель музея локомотивного депо Волховстрой, Л.П.Королёва:

Дети читают стихи — из тех, что написаны тогда, в те самые ледяные и горячие времена:

Мимо платформы идёт локомотив — работу никто не отменял:

А по окончании митинга — гудки локомотивов!

Начинается возложение цветов.

Люди с цветами идут и идут.

Лично мне не приходилось видеть подобного — особенно в нашем небольшом городке…

Море цветов.

Многие фотографируют близких:

Кажется, лесенка в кабину паровоза вся усыпана цветами…

А теперь  — два десятка шагов в сторону, к мемориальной доске на стене вокзала.

У того самого Вольдемара Матвеевича — НИ ЕДИНОГО цветка.

Я ничего не буду говорить.

Ну а мы направимся в музей локомотивного депо. Впереди виден переходной мост — до него можно добраться отсюда только так.

Станция — как на ладони:

Мемориал железнодорожникам, погибшим на трудовом посту… В посте про возвращение паровоза, если помните, он тоже есть — еще старый.

Здесь тоже есть паровоз-памятник, уже из послевоенных, Эр. Сколько их было в депо…

Музей, на самом деле, требует отдельного рассказа — и он обязательно будет. Сейчас — просто общий взгляд:

Вот и Дорога Победы.

Директор музея в Петрокрепости:

…и сын одного из тех, кто работал в свое время на строительстве Дороги Победы:

В альбоме «Дорога Победы» есть зарисовки его отца, сделанные еще тогда, в 1943-м:

Напоследок — общий снимок…

…и в дело вступает съемочная группа «Вестей».

Ну а я на сегодня откланиваюсь.

Буду рад, если кто-то сможет дополнить данный пост именами.