Пока пишутся фотоотчеты о поездкам, возникает вопрос — а что посмотреть рядом с домом?
Поэтому я с большим удовольствием отозвался на приглашение Л.П.Королёвой поближе познакомиться с музеем локомотивного депо Волховстрой, о котором я уже писал, рассказывая о митинге в честь 75-летия отправления первого поезда после прорыва Блокады.

Начну со снимка, который уже был в посте по ссылке.
Когда планировалась установка этого памятника, руководство депо хотело установить паровоз серии Ов, которых в депо в свое время работало довольно много, но увы — сейчас их почти не сохранилось, а те, что есть — уже в музеях. Поэтому пришлось довольствоваться послевоенным Эр европейской постройки (в депо Волховстрой таких довольно много застал даже я):

Музей расположен в помещениях самого депо, потому пройти в него можно только по документам.

Занимает он один зал, оформленный по хронологии и по темам.

Есть  как многочисленные фооматериалы, так и «живые» экспонаты. Обратите внимание на тепловозную эмблему в  виде герба СССР — достать такую было довольно проблематично, музей достаточно молод.

Верх стендов оформлен изображениями локомотивов. Конечно, не тех, что были в депо Званка и Волховстрой — к примеру, в этом депо никогда не было паровозов ФД, ИС или Л, а вот серий Э, Щ, С, Су или СО было довольно много.

Стенды, посвященные «новейшей истории» депо:

Пройдёмся по экспозиции.

К сожалению, не все снимки получились удачно из-за стекла витрин — в реальности смотрится, конечно, лучше. Очень хорошее освещение.

В самом начале экспозиции — современный мундир министра путей сообщения. Как и многие другие экспонаты, он получен в дар:

Тут, кстати, стоит вернуться к одному из снимков выше: слева на нем хорошо виден представленный инструмент, вроде «лапы», которая не изменилась до настоящего времени, или молота для заклепок.

Ну а мы движемся дальше.

Кратко, общим обзором, рассказывается об истории железных дорог в России. На витринах чаще всего располагаются копии документов — оригиналы хранятся в запасниках музея, из-за ветхости многие из них нельзя располагать в витринах.

Кстати, о моделях. Эта модель «Щуки» сделана одним из работников по… единственной имеющейся фотографии!

Конечно же, история локомотивного депо Волховстрой тесно связана со станцией Званка, а та, в свою очередь — со строительством линии Петербург-Вологда и моста через реку Волхов в самом начале ХХ века. Моста этого сейчас уже нет — остались лишь опоры, с двух сторон к ним пристроены новые мосты. Мемориальную доску, украденную при перестройке моста, удалось выкупить из пункта приема цветных металлов, и теперь она хранится в Музее истории города Волхов (Дом Графтио).

Витрина, посвященная станции Званка. Хорошо видна схема старого депо — сейчас это здание перестроено в Политехнический колледж, бывшее СПТУ-29. Здание старого депо, сильно разрушенного в годы войны, сейчас малоузнаваемо, но полукруглая планировка никуда не делась.

Витрина, посвященная первым годам депо (они хорошо описаны в книге Г.Самсоненко «Это наша с тобой биография», созданной по материалам, собранным Ю.Сяковым):

Витрина с подлинной формой машиниста:

Время первых пятилеток и стахановского движения… Кстати, справа виден тот самый снимок паровоза серии Щ, по которому делалась модель:

Женщины-машинисты депо:

Передовики, изобретатели, рационализаторы — в депо их было много:

Вверху хорошо видна копия удостоверения ученика слесаря — по сути ребёнка:

Совершенно мирные экспонаты, типа пепельницы или подстаканника из экспресса «Красная Стрела»…

…соседствуют с более мрачными, вроде «рабочей марки», по которым проверялся приход на работу. Да, то самое «арест за 5 минут опоздания» связан именно с этими проверками:

Есть и более светлые экспонаты. Волей-неволей вспоминается классическое: «Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд»…

Еще один образчик формы машиниста:

Целый стенд посвящен рабочим династиям Волховстроя:

Еще одна тёмная страница — репрессии крнца 30-х, которым подверглось немалое число железнодорожников: достаточно посмотреть, сколько начальников депо сменилось за эти годы…

«10 лет без права переписки» чаще всего означало высшую меру. Тут представлены копии фальшивых, уже послевоенных свидетельств о смерти «от естественных причин» — они соседствуют со справками о том, что эти люди были расстреляны еще до войны…

Стенд и витрина, посвященная Великой Отечественной войне:

Те, кто работали, не покладая рук…

Ремонтировать топку паровоза ИЗНУТРИ, не гася ее — многие ли могут сейчас это себе даже представить, не то чтобы сделать? Посмотрите на этого человека — он на фото справа.

Вспоминается недавний рассказ «Долгий гудок«…

Медали военных и послевоенных лет:

Интересный экспонат — арифмометр. Честно говоря, представления не имею, как он работает 🙂

А вот и витрина, посвященная тому самому первому поезду после прорыва Блокады. Хорошо видны копии маршрутных листов:

Есть и схема «коридора смерти»:

Стенд с шинелью машиниста:

Тяжелое послевоенное время, карточная система:

Многое пришлось восстанавливать. На снимке сверху хорошо видно, в каком виде было паровозное депо.

Кстати, уже потом, в 80-х, мне довелось побывать в этом здании, когда там уже было училище. В кузнице (левый торец здания на фото) мы знакомились с работой станка-молота…

Конечно, вовсю шло строительство. Не удивлюсь, если эти дома, что на фото, снесли совсем недавно — опознать их, увы, не могу.

Званка и Волховстрой были в разные годы в составе многих железных дорог — Кировской, Северной, Октябрьской…

Закат эпохи паровозов — 1962 год, выпуск из ремонта последнего паровоза…

Ну и напоследок — немного экспонатов:

Моя огромная благодарность Людмиле Павловне Королёвой за приглашение и интересный разговор!

А в завершение — вид на станцию Волховстрой-1 с переходного моста:

Буду благодарен за уточнения и поправки!