Пришло время рассказать о подготовке к поездке.
Закупку туристического снаряжения осуществляли в «Спортмастере» — всё в одном месте. Как потом выяснилось – зря, кое-что проще было купить в маленьком «Спорт-охота-рыбалка» рядом с домом. Но, в принципе, это своего рода «капитальные вложения», которые с лихвой отбиваются в первой же поездке разницей в цене кемпинга и домика… особенно — в Норвегии 🙂

Палатка Nordway Camping 4 Basic
Оказалась отличной вещью. Куплена со скидкой за 6400, сама по себе стоит дороже.
Огромная, внутри можно свободно встать в полный рост. Сначала ставится тент на трех дугах, потом уже под него подстёгивается спальное место – то есть спальное место остается всегда сухим. Крепление к земле на 12 приколышах (6 из них фиксируют к земле дуги), можно еще поставить растяжки, но мы надобности в них не испытали ни разу за 2 недели.
Ставится без проблем в одиночку за 10-15 минут, даже при отсутствии опыта, помощь второго человека нужна разве что для того, чтобы подержать дуги вертикально (2-3 минуты), пока крепятся к земле торцы палатки.
У самой палатки недостатков не увидели (внутри вполне помещается стол и куча вещей), но вот текстолитовые секции дуг начали трескаться уже при 4-5 установке. В результате за 2 недели 4 элемента дуг – под замену.

Газовая плитка Campin’Gaz, одноконфорочная.
Куплена за 2300, хотя могли бы купить рядом с домом за 1700 практически точно такую же. Купили также 4 одноименных баллона по 200 с лишним рублей и ради интереса в Ашане взяли один «Следопыт» вдвое дешевле. Как итог – плитка отличная, варили суп, жарили разное на сковороде. «Родной» газ улетал молниеносно, «Следопыт» оказался намного экономичнее. В Норвегии, кстати, таких баллонов в продаже не видели – хорошо, что взяли запас. 5 баллонов хватило только-только – при том, что в половине кемпингов мы пользовались кухней, а не своей плиткой.

Надувной матрас 2х1.8 и ножной насос
Шикарная вещь за 1800 р, для кемпинговой палатки – самое то. Недостаток – дыра по одному из швов появилась буквально в последнюю ночь. То есть, выдержал 13 надуваний. По идее, в комплекте есть клейкая заплатка, но ее пока не использовали – руки не доходят, сейчас-то уже не так актуально.

Комплект – стол 60х80 и 4 табуретки
Хорошо, что взяли именно этот вариант за 4400, складывающийся вдвое – иначе не влез бы в багажник. Штука удобная и практичная. Табуреток взяли в собой всего две — у нас еще было два стула

Раскладные стулья
Купили 2 штуки по 750 р – тоже со скидкой. Хотели взять 3, но они все же довольно громоздкие в собранном виде – решили обойтись двумя. Отличные удобные стулья.

Спальные мешки
Спальники Nordway, примерно по 1500, с температурой комфорта 10 градусов. Их вполне хватило вкупе с надувным матрасом.

Обувь
Три пары трекинговых ботинок (на вид – кроссовки с сильно рифленой подошвой). Одна пара куплена в Спортмастере, две в Ашане. И те, и другие оказались вполне удобными, хотя лично мне оказалось достаточно моих Белвестовских туфлей – трекинговые ашановские можно было и не брать.
Также две пары дешёвых галош (из Ашана) – отлично себя зарекомендовали в кемпингах.

Одежда
Себе купил за 1400 военные брюки в «Клинок-СПб» — оказались отличными и очень практичными. В остальном – обычные джинсы, футболки, бадлонки, спортивные костюмы, куртки. Купили накидки от дождя – не понадобились (мелкий дождь проще игнорировать, а на Сенье с ливнем и ветром – от накидки никакого толку).

Удочка
Без наворотов, классическая. Куплена за 900 р. Сама по себе хороша, но нужно было брать не классическую, а с блесной – на наживку в Норвегии никто не ловит.

Для вещей купили 4 пластиковых контейнера на 10 литров – это удобнее, чем пакеты. Еда, нужная мелочь, лекарства и ребенку под его барахло – все на своих местах.

Машине была сделана профилактика – перебрана подвеска, заменены тормозные колодки и ремень ГРМ (как раз подошел срок), куплены запасные свечи (ранее был заменен ремень генератора). В ошибки заношу то, что следовало поменять и сцепление, хотя оно прошло всего около 20 тысяч – слишком уж крутые подъемы в Норвегии.

Разработанный маршрут и его «слабые места»
Основная «фишка» планирования маршрутов по Норвегии – необходимо учитывать третье измерение. Даже небольшое расстояние вполне может включать 10%-е подъемы и спуски, что сильно уменьшает среднюю скорость. Это уже не говоря о том, что дороги часто сами по себе не позволяют скорость более 60 км/ч. Плюс частые ремонты дорог, даже в туристических районах – в одном месте стояли полтора часа.
Как итог – пробег за день более 300 км лучше не планировать, даже по «федеральным трассам».
Вторая деталь – платные участки дорог рядом со всеми крупными городами. Объездов практически нигде нет, так что если нет желания вступать в противоречие с законом – лучше либо не заезжать в города типа Осло, Тронхейма и Нарвика, либо заранее регистрироваться на сайте http://www.autopass.no/en/visitors-payment и ждать, когда с карты снимут деньги за проезд (обычно дня через 4-5). Впрочем, несколько норвежцев в разговорах предположили, что можно и не регистрироваться и не платить – дескать, соответствующим службам начхать на иностранцев, особенно не из Евросоюза.
Третья деталь – некоторые паромы ходят не как трамвай, постоянно с утра до вечера, а всего несколько раз в день, вдобавок в зависимости от времени года. В нашем случае это были паром по Гейрангеру (6-7 ходок за день), паром на Лофотены (4 раза в день) и паром с Андойи на Сенью (3 раза в день). Так что прибытие в эти точки лучше рассчитывать, а не ехать «на авось», как мы.

Теперь по маршруту.
Дорога до Стокгольма.
Изначально планировали ехать прямо из Питера на «Принцессе Анастасии», но потом сообразили, что, во-первых, она ходит не ежедневно – теряется несколько дней отпуска, во-вторых – посадка совмещена с таможней, то есть есть вероятность, что на борт будет не пронести даже воду, не говоря уж о еде. Поэтому поехали на пароме Хельсинки-Стокгольм – совершенно без заморочек.

Стокгольм – Норвегия
Планировали заехать как можно дальше вглубь Норвегии, хотя бы за Хеддаль. Доехали только до Драммена, дальше оказались не в силах – см.п.1 про маршруты, ну и п.2 заодно (в одном месте удалось объехать платный участок по навигатору, какими-то партизанскими тропами – тролль водил, не иначе).

Драммен – Одда
Планировали в этот день доехать до Бергена. Это была огромная ошибка – причина в п.1 выше. К Одде мы уже были совершенно выжатые – как физически, так и от впечатлений. Недооценили дорогу 134 🙂

Одда – Гудванген
Поскольку мы исключили Берген, то успешно вернулись к расчетному маршруту. Вдобавок Фолгефонна – отличная замена Бергену. А вот Ворингфоссен неприятно удивил необходимостью карабкаться на машине в гору (и потом обратно, само собой).

Гудванген – Нигардсбрин
Успели всё запланированное, хотя на один день впечатлений было излишне много (одна Снежная дорога чего стоит). Да и поход вечером к леднику был достаточно экстремальным.

Нигардсбрин – Гейрангер
Успели почти всё запланированное, хотя крутой подъем к Йотунхейму застал врасплох. Первоначально хотели в этот же день проехать на пароме по Гейрангеру до Хеллесюльта, но опоздали – последний паром ушел в 18:30 (см. п.3). Кроме того, не думали, что кемпинги в Гейрангере забиты битком – хотя это следовало предположить.

Гейрангер – Олесунн
Первоначально планировали спуститься по Лестнице Троллей, проехать мимо Стены Троллей, заехать к водопаду Мордалфоссен. На деле к этому моменту устали от серпантинов и с радостью НЕ поехали по «лестнице» (к тому же ее затянуло туманом), соответственно и водопад исключили – тем более, к нему надо было идти пешком от дороги. Планировали заночевать не доезжая Олесунна, но успели в этот день посмотреть и его. Если бы шли по первоначально запланированному маршруту – скорее всего, Олесунн бы не успели.

Олесунн – Кристиансунн
Планировали в этот день осмотреть Олесунн, заехать на птичьи скалы рядом с ним, из Олесунна доплыть на пароме до Молдё и проехать по Атлантической дороге.
На деле Олесунн был осмотрен днем раньше, на птичьи скалы вообще плюнули – тем более, уже определились, что едем на Лофотены, а паром напрямую из Олесунна заменили на более короткий и бюджетный вариант из Вестнеса. Все остальное успели по запланированному, хотя, положа руку на сердце – Атлантическая дорога ничего особого из себя не представляет. Ну, скажем, как и египетские пирамиды – посмотреть вроде как надо, но смотреть особо нечего. Кроме, пожалуй что, батареи Атлантического Вала в поселке Буд.

Тронхейм и дорога на север
Тронхейм планировали осмотреть в этот день или днем раньше (это было ошибкой – днем раньше не успели бы в принципе), и дальше двинуться в сторону Му-и-Рана.
Центр Тронхейма успешно осмотрели, но день получился затратным в плане денег – Тронхейм очень уж плотно опутан платными участками, причем как на въезде, так и на выезде. Плюс платная парковка в самом городе, плюс платный вход в собор (куда мы в результате не пошли).

Полярный круг
Планировали после Му-и-Рана уйти на дорогу 17 вдоль побережья и пересечь Полярный круг на пароме. На деле рассудили, что тратится уйма времени и денег, и поехали «посуху». Ничуть не пожалели.
Не знали, удастся ли к вечеру доехать до Будё, потому планировали его на следующий день. В результате доехали в этот день и сразу уехали на Лофотены.
Допущенные ошибки – неплохо бы заранее знать расписание паромов и осмотреть подходы к городу на предмет платных участков дорог (их тут тоже много). Вдобавок ошибкой было считать, что Сальстраумен находится в Будё – ничуть нет, от него до города почти 40 км.
Ну и дневной переход получился излишне длинным – утомительно.

Лофотены
Особых планов, построенных заранее, не было. Просто проехали острова из конца в конец. Думали потом уйти на Нарвик, но ушли на Андойю.
Из проблем… Думали остановиться в кемпинге в О, но там не предусмотрено размещение палаток. Впрочем, кемпинг есть прямо у порта. Полтора часа простояли в пробке из-за ремонта дороги. Кроме того, на Лофотенах большинство заправок – автоматические, принимают только карты.

Андойя и Сенья
Планов не было – ехать сюда решили спонтанно. Проехали на север Андойи и ВНЕЗАПНО попали на паром на Сенью (въехали на паром последними, два кемпера перед нами завернули). Выводы – надо знать расписание парома и приезжать заранее, если есть желание попасть на Сенью именно этим путем. Паром довольно дорогой – 900 крон с нашей машины/пассажиров, почти как Будё-Лофотены, несмотря на то, что расстояние намного меньше. Вдобавок идет по открытому морю, отсюда довольно внушительная качка – мы перенесли хорошо, но пакетики на пароме разложены не зря.
Проехав по северному берегу Сеньи, вернулись «на материк».

Нарвик – Швеция
В планах было проехать вдоль фьорда Ромбакен. Что и сделали – но попали на платную дорогу. Заехали по пути в Бардуфосс, но в зоопарк не пошли – поняли, что не увидим ничего, чего не видели в Китее или в Эхтяри.
Проблем в дороге не было, но надо отметить: в Швеции намного лучше дороги, но вот со стоянками/туалетами откровенный напряг.

Финляндия и путь домой
В планах – ехать домой, по пути заехать к Санта-Клаусу, облизнуться, подивиться на цены и ехать дальше. На деле – визит в поместье Санта-Клауса бесплатный (!!!), платно только фото-видео с ним. В зоопарк в Рануа не пошли по той же причине, что и в Бардуфосс (вдобавок это «съело» бы у нас часа три-четыре).
Что касается пути по России. Сказать, что участок дороги Питкяранта-Олонец убит в ноль – значит не сказать ничего. Движение со скоростью выше 5-10 км/ч чревато полным убийством подвески. Несколько лет назад, когда ехали из Китее, дорога была лучше.
В следующий раз поедем через Приозерск (или, как вариант, попытаемся выйти из Финляндии на трассу «Кола» в районе Медвежьегорска).

Путешествие по Норвегии, лето 2016 — часть 1 (путь до Норвегии)
Путешествие по Норвегии, лето 2016 — часть 2 (трасса Е134, норвежские кирхи)
Путешествие по Норвегии, лето 2016 — часть 3 (трасса Е134, перевал Хаукелифьел и Латефоссен)
Путешествие по Норвегии, лето 2016 — часть 4 (национальный парк Фолгефонна)
Путешествие по Норвегии, лето 2016 — часть 5 (водопад Ворингфоссен)
Путешествие по Норвегии, лето 2016 — часть 6 (Флом, железнодорожный музей)
Путешествие по Норвегии, лето 2016 — часть 7 (Снежная Дорога)
Путешествие по Норвегии, лето 2016 — часть 8 (ледник Нигардсбрин)
Путешествие по Норвегии, лето 2016 — часть 9 (от Йотунхейма до Гейрангера)
Путешествие по Норвегии, лето 2016 — часть 10 (Гейрангер-фьорд)
Путешествие по Норвегии, лето 2016 — часть 11 (Дорога Троллей)
Путешествие по Норвегии, лето 2016 — часть 12 (Олесунн)
Путешествие по Норвегии, лето 2016 — часть 13 (Атлантическая дорога)
Путешествие по Норвегии, лето 2016 — часть 14 (Тронхейм и путь на север)
Путешествие по Норвегии, лето 2016 — часть 15 (Северный Полярный Круг)
Путешествие по Норвегии, лето 2016 — часть 16 (Лофотенские острова)
Путешествие по Норвегии, лето 2016 — часть 17 (остров Андойя)
Путешествие по Норвегии, лето 2016 — часть 18 (остров Сенья)
Путешествие по Норвегии, лето 2016 — часть 19 (окрестности Нарвика и шведская Лапландия)
Путешествие по Норвегии, лето 2016 — часть 20 (у Санта-Клауса в Рованиеми)
Путешествие по Норвегии, лето 2016 — часть 21 («Разбор полётов» — подготовка, планирование маршрута, ошибки)
Путешествие по Норвегии, лето 2016 — часть 22 (кемпинги и денежные затраты)
Путешествие по Норвегии, лето 2016 — часть 23 (цены в норвежских магазинах)