С утра, прячась в палатке от налетевших с реки мошек (кстаьт, река — та самая Отра), решили, что отказываться от запланированного маршрута не стоит — как-никак впереди две «туристические дороги», которые сами по себе достопримечательности. Ну а что мы не видели на 134-й?
Но зато придётся постараться. Сейчас мы уходим с магистрали номер 6 на всё ту же 45-ю дорогу, которая теперь второстепенная. Мало того — это дорога, которая круто поднимается в горы!
Кстати, шлагбаум на дороге — как раз отметка, что дальше начинается участок который может быть перекрыт в плохую погоду.
Тем не менее, дорога 45 на этом участке очень популярна у туристов — ведь лишь по ней можно попасть к такой достопримечательности, как Кьёраг… Но обо всём по порядку.
Сначала мы просто поднимаемся вверх. Лесотундра сменяется тундрой, появляется всё больше камня… Есть знак, предупреждающий о возможном появлении на дороге домашних животных…
Ну конечно же — вот они! Овечки повсюду, и ехать надо очень аккуратно — их шерсть совершенно сливается с пейзажем.
Надо познакомиться поближе! Заезжаем на площадку, где овечки оккупировали… бульдозер. И что-то с него едят — сам бульдозер, не иначе. Овечки в Норвегии исключительно общительные, стоит показать свой интерес — три-четыре сразу идут знакомиться. При этом говоря «беее» совершенно человеческими голосами!
Ну ладно, овечки — это хорошо, а мы едем дальше, вверх-вниз. Вокруг — всё та же лесотундра, плавно переходящая в тундру, а домики если и есть — то исключительно те самые, антуражные, чёрные с травяной крышей.
Царство камня. Вот и апофеоз — половину неба преграждает дамба, творение рук человеческих. Тут же есть стоянка, можно отдохнуть.
Озерко носит малопроизносимое для нас название Хохеллетвартнет.
Мало-помалу спускаемся в долину…
… и доезжаем до поселка Сулскар и до начала тупиковой дороги, ведущей в Люсеботн. Съездим? Обязательно!
И вот тут царство камней проявляется во всей красе! Это даже не лесотундра — дорога уверенно ползёт вверх, вокруг расстилаются каменные поля. Ощущение натуральной «крыши мира».
Перевал обозначен стендом, сообщающим, что дорога построена в середине 1980-х строителями электростанции. А вокруг, сколько хватает глаз — каменные поля, озёрки и сложенные каменные пирамидки. Есть поверье, что сложить из камней пирамидку — значит дать жизнь новому норвежскому троллю. Кстати, наш тролль, которого мы угощаем по утрам кашей, нас не подводит уже который день — погода просто великолепная!
Останавливаемся на небольшой смотровой площадке. Вдали, за озером, клубится дымка — облака висят над чем-то. Скорее всего — над Люсефьордом.
После перевала дорога идёт вниз, но не сильно. Она, кстати, по сути односторонняя — разъехаться можно далеко не везде. Правда, «карманов» для пропуска встречных сделано довольно много, и пропускает не всегда тот, кто едет вниз — скорее тот, кому удобнее.
А вот когда до Люсеботна совсем недалеко, дорога начинает резко спускаться серпантином. Собственно, этот серпантин считается одним из самых крутых — особенно нижняя его часть, в том числе описывающая кольцо в серпантинном туннеле. Но мы доедем пока что до половины — до обзорной площадки, откуда начинеатся тропа на Кьёраг, «горошину» — знаменитый камень, висящий в расселине в километре над землёй.
Пойдём ли мы туда? Однозначно нет. Около шести километров по горной тропе ради того, чтобы увидеть толпы туристов? Зачем? Лучше насладимся видом с обзорной площадки с рестораном, нависающим над обрывистым склоном Люсефьорда.
Стоянка здесь, мягко говоря, огромная. И, разумеется, платная. Обычно везде пишут, что посещение Кьёрага бесплатное — как бы не так. Оно-то само бесплатное, но стоянка в течение 6 часов обойдётся в 300 крон с машины — это в полтора раза дороже, чем ночёвка в кемпинге. Впрочем, мы не собираемся куда-то идти, а потому обходимся краткосрочной парковкой всего за 40 крон.
Смотрим на непрерывную цепочку тех, кто идёт ко Кьёрагу… страшно представить, какое столпотворение сейчас у самой «Горошины».
Вот ресторан над обрывом — кажется, что он еле держится… Справа расстилается долина и виден тот самый крутой серпантин, в бинокль можно рассмотреть домики далеко внизу — отсюда они выглядят как игрушечные. С галереи ресторана хорошо виден Люсефьорд и посёлок Люсеботн.
Тут у нас два пути — либо спуститься по серпантину и сесть на паром по фьорду, либо доехать до устья фьорда по дороге — обратно через каменные поля и потом по долине. Выбираем второй вариант — судя по расписанию паромов, вывешенному здесь же, в ресторане, паром ходит всего дважды в сутки, и ближайший — через пять часов. Ну и ладно — устье Люсефьорда мы и так увидим!
Садимся в машину и, поднимаясь обратно по серпантину, наслаждаемся каменными полями под синим-синим небом.
Сами того не заметив, выскакиваем обратно на дорогу на юг. Остановившись после Фидьеланна и перекусив в «зоне отдыха» напротив церквушки, продолжаем путь. А пока готовится — чуток погоняли мяч!
По дороге заехали в магазинчик сети «Джокер» — с удивлением обнаружили, что цены в этот раз не пугают, в отличие от того, что было три года назад. Вряд ли мы разбогатели — скорее уж наши цены настолько выросли, что близки к здешним…
Филе красной рыбы — 50 крон за полкило, четыре шикарных куска. По-нашему — 400 рублей. У нас такая рыба стоит порядка тысячи за килограмм, и то есть вероятность, что она окажется в пресловутой «ледяной глазури» (две трети воды по цене рыбы). Заодно берём одноразовый гриль — хоть посмотрим, что это такое.
Дорога идёт в горной долине — она не особо длинная, и ясно, что мы успеем доехать до устья Люсефьорда задолго до вечера. Наш путь лежит к парому, который перевезёт нас через фьорд в Оанес и позволит выйти на туристическую дорогу номер 13. Скоро открывается и вид на фьорд.
Перед паромом пришлось подождать в очереди — впрочем, совсем недолго, на линии работает два парома, и ходят они один за другим. Даже удивительно, сколько машин помещается на такое маленькое на вид судёнышко! Ну а мы, стоя на палубе, любуемся видами, а заодно огромным подвесным мостом, пересекающим устье Люсефьорда — такие мосты обычно тоже платные, потому что по сути заменяют собой паромы.
Вот мы и на берегу, перед нами колонна машин — дело в том, что тут, на противоположном берегу Люсефьорда, есть ещё одна достопримечательность — скальный уступ Прекестулен. Но идти туда ради того, чтобы увидеть сотенку туристов на красивом скальном уступе, особого смысла нет, так что дело за малым — найти кемпинг. Впрочем, кемпинг после Йорпеланна находится довольно быстро, и даже при беглом взгляде ясно — то, что надо! Большая поляна, кемперы с тихими пенсионерами, улыбчивая бабулька на рецепшене, удобный хозблок… Отлично!
Сегодня у нас шикарный ужин — рыба на гриле. Одноразовый гриль оказывается довольно удобной штукой — угли уже пропитаны жидкостью для розжига, все обернуто бумагой для разжигания, сверху прикрыто сеткой. Что называется — поднеси спичку, дай прогореть — и можно жарить что угодно.
Вечер был томным, пока не приехали соседи на кемпере с литовскими номерами. Вот уж не думал, что пожалею, услышав русский говор… Пятеро ребят оказались исключительно шумными — особенно на контрасте с тихими пенсионерами (да и молодёжью) вокруг. Кемпер, похоже, был арендованным, учитывая, насколько активно ребята слали кому-то его фоточки — это было слышно, вероятно, на пол-кемпинга. Правда, не обошлось и без приколов — нам, например, очень понравились громко озвученные планы ребят доехать на следующий день до Гейрангер-фьорда… К этой теме мы ещё вернёмся 🙂
Ну а мы под фоновый шум русскоязычной молодёжи легли спать и быстро уснули.
Комментарии: