Итак, сегодня перед нами путь на север и лежит две дороги — 13-я, идущая по ущельям, и 520-я, идущая в горах. Что же выбрать?

По перечню отмеченных ещё дома достопримечательностей выбираем дорогу 520 — ну а на 13-ю мы ещё выедем, её не миновать в любом случае. Тем более, что даже в первой части дороги, вдоль берега, навигатор обещает три водопада — два на берегу и один — в посёлке Сёуда.

Тут можно удивиться: первый же встреченный туалет на обзорной площадке оказывается исключительно креативно оформленным:

Правда, скоро наступает разочарование.

Первый водопад, Хонганвикфоссен, недоступен — дорога под ним ныряет в туннель, и увидеть его можно лишь бегло или при пешем походе.

Второй водопад — Свандалсфоссен — хорош, и рядом с ним есть парковка. Вот только, чтобы увидеть основную часть водопада, надо подняться в горы — больше пятисот ступеней, причём это не ступени как таковые (лестница лишь внизу), а плоские камни. Решаем, что нет смысла изматываться с утречка ради водопада, коих будет ещё навалом, и поднимаемся лишь на первый ярус, откуда виден водопад.

Сёуда разочаровала тоже — навигатор, покрутив нас по антуражным узким улочкам города, никакого водопада так и не нашёл.

Ну и ладно, первый блин комом.

Дорога входит в лесистую зону и начинает петлять по ущельям. 

Мельком увидев впереди очередной водопад, останавливаемся на удобной парковке. Оказывается, дело не в водопаде — тут ещё интересное местечко, выпавшее из нашего внимания при планировании маршрута, а именно — старая цинковая шахта. Правда, к самой шахте нужно идти несколько километров, но и тут есть кое-что интересное.

Сразу бросается в глазах нелепое кубическое сооружение на деревянных сваях. Даже два — одно поближе, другое подальше. На фотографиях это как-то не понять, а на деле они выглядят совершенно циклопическими — особенно при том, насколько приподняты над дном ущелья. В первом оказывается банальное кафе, а вот второе, подальше, гораздо интереснее — в нём расположился маленький шахтёрский музей, на удивление бесплатный. Да и вид сквозь стеклянную стену открывается потрясающий!

Впрочем, ущелье красиво само по себе, узкое и засыпанное (другого слова не подобрать) огромными камнями, давно уже обомшелыми. Кому как, а мне сразу вспомнился смотренный еще в детстве чешский фильм «Третий принц» и тамошние Алмазные Скалы… Кстати, под навесом стоит ящик с касками — правда, запертый.

Чуть дальше, у моста, с которого хорошо виден водопад, полно земляники. Всё же хорошо, что местные жители игнорируют сбор ягод.

Едем дальше, и через несколько километров видим саму шахту на противоположной стороне ущелья. 

А над ущельем перекинулась арка с идущим по ней трубопроводом — тоже очень антуражно.

Едем дальше — дорога начинает подниматься в горы.

И вот тут нас пронимает! Конечно, вроде как царством камня нас, особенно после вчерашнего, не удивить, но 520-й дороге это удаётся! Как я понимаю, тут она носит имя Ролдалсвеген, Ролдалская Дорога.

А уж когда мы подъезжаем к плотине водохранилища… Это просто ух! И — ни единого человека, лишь пара машин на засыпанной гравием стоянке. И плотина с идущей по ней дорогой — узкая и прямая, как стрела.

Мишка сразу вспомнил Дамбу Гувера, хорошо знакомую по играм. Добро пожаловать домой!

Ну ладно. Дорога 520 разочаровала водопадами, но зато порадовала чудесами инженерной мысли. А мы выезжаем на дорогу 13 (ничуть не пожалев, что поехали не по ней), и решаем заехать в городок Ролдал, хоть это и не совсем по пути.

Этот городок мы уже проезжали три года назад — именно сюда выводит трасса 134. Правда, в тот раз мы не рассчитали свои силы и попытались в один день проехать расстояние в 300 км, для Норвегии находящееся за пределами критичного, и потому упустили местную достопримечательность — ставкирху. Наверстаем в этот раз!

Ставкирха стоит в центре долины, чуть в стороне от дороги, и окружена традиционным кладбищем. Правда, она отличается от уже виденных — явно многократно перестраивалась (скажем, ставкирхе в Хеддале первоначальный облик вернули уже во второй половине ХХ века). Вход, конечно, платный, а потому просто погуляем вокруг. А заодно и перекусим на уютной площадке рядом.

Ну хорошо, что там у нас дальше? Подъем на перевал (забавно, мы уже были на половине его высоты, когда спустились в Ролдал) и спуск по 13-й дороге в сторону Одды.

На самом деле, подъемы-спуски бывают разные. Такой подъем, как здесь, с длинными прямыми участками, совсем не напрягает, тем более — верхняя часть не взбирается на перевал, а проходит в туннеле. Побольше бы таких!

Тут опять развилка. Можно проехать в сторону по дороге 134 — на ней есть ещё один водопад и «каменные чаши», выдавленные ледником. Стоит ли? Да ладно. В другой раз — как говорится, «будет повод вернуться». Поедем сразу по 13-й.

Дорога номер 13, хоть и числится туристической артерией, на деле способна напугать даже российского водителя: покрытие на ней хорошее, но и только. Жуткие необработанные края, вздымающиеся над обочиной кое-где сантиметров на 20, категорически не рекомендуют соскочить с проезжей части колесом. Вдобавок она узкая, как и дороги в горах — ну а что вы хотите от дороги в ущелье, вдоль реки?

Но при всём при том виды умопомрачительно красивы. Слева вздымается водопад Эспеландсфоссен — в прошлый раз пришлось проехать мимо, поскольку никакой возможности остановиться не было. Сейчас, в общем-то тоже, но зато я готов вернуться к нему со стоянки. А она совсем недалеко — справа шумит, осыпая дорогу брызгами, Латефоссен — вероятно, самый известный водопад в этих местах.

Кстати, в здешнем магазинчике сувениров к нашей команде присоединяется… тролль. Теперь нас пятеро!

Латефоссен — не самый высокий, но мощный водопад, притом двойной. Извергается он прямо над дорогой, и мост, по которому едут автомобили, почти всегда мокрый, особенно если есть ветерок. Мост, кстати, тоже односторонний — так что колоннам машин приходится ждать своей очереди для проезда. Как хорошо, что водители здесь ведут себя вежливо!

В долине течёт речушка — водопад падает в неё. Эспеландсфоссен, кстати, тоже — и пусть до него надо пройтись пешком, я это сделаю!

Набравшись впечатлений, едем дальше. Еще один косой водопад в стороне, Видфоссен — тут не остановиться, но мы его и в пошлый раз хорошо рассмотрели. Скоро впереди Одда (правильно, конечно, «Удда», но привычная транслитерация уже примелькалась).

Незадолго до города видим маленькую и пустынную стояночку-карман с информационным стендом. Останавливаемся и обнаруживаем, что рядом есть тропа для пеших прогулок, и буквально в трехстах метрах — обзорная площадка на водопад.

Прогуляемся!

Неторопливо поднимаемся по дорожке, закрытой для автомобилей. Шум водопада хорошо слышен, вокруг лес. Вот и тропинка в сторону, прямо сквозь сосновый лес на обомшелых камнях — так здорово! Водопад, очень высокий, падает с соседнего хребта. Вокруг совершенно нереальное ощущение игры типа «Скайрима».

Кстати, когда мы шли обратно, встретили поднимающуюся вереницу молодёжи. На стоянке прибавилось четыре машины. Интересно, ребята изначально сюда собирались или остановились, увидев на стоянке нашу Синичку?

В самой Одде, рабочем городке в устье фьорда, мы останавливаться не собираемся — только зайдём в супермаркет «Рема 1000», купим еды на вечер. Жаль, рыба здесь дороже, чем в «Джокере».

Ну а потом наш путь лежит в 11-километровый туннель, который выведет в посёлок Сундаль на фьорде, на другую сторону хребта.

В Sundal Camping мы останавливались в прошлый раз, и в этот раз решили повторить. Во-первых — у Мишки есть возможность половить рыбу (а это без ограничений можно делать только во фьордах), а во-вторых — он ближе всех от национального парка Фолгефонна. 

В этот раз, правда, народу тут гораздо больше, но место под палатку хоть с трудом, но нашлось.

Пока Мишка ловит рыбу, жарим то, что наловили в «Реме». Заодно решили проверить, можно ли наполнить вчерашний одноразовый гриль обычным углём и розжигом? Оказалось — можно, но сам лоток для нормального угля приспособлен слабо, очень уж неглубокий. Но рыба на гриле всё равно хороша, особенно с варёной картошкой!