Утро радует хорошей погодой. За завтраком, конечно, оставляем немного еды троллю — как насчет овсянки?

Природа просыпается — рядом, на реке, плещется пара лебедей с целом выводком «гадких утят».

Сегодня мы двинемся на запад, как и в прошлый раз, но сначала придется навестить центр Драммена. Город не сильно большой, в основном малоэтажный, но сильно вытянутый. Центр, конечно же, состоит из узеньких улочек и платных парковок — а нам нужна именно центральная площадь. Ставим машину по квитанции на полчасика и отправляемся в пешеходную зону. Конечно, где на навигаторе указан банк, нет ничего подобного, но язык до Киева доведёт, и нам довольно быстро указывают местонахождение форексовского обменника. Пять минут — и у нас пачка норвежских крон по цене чуть больше 8 рублей за штуку, если пересчитать через рубли и евро. Всё, можно путешествовать!

Тратим оставшееся от оплаченной парковки время на осмотр площади и примыкающей к ней довольно изящной церкви. А дальше — на запад!

На запад ведёт трасса 134. Практически «Дорога Дорог», связывающая Осло с западными районами. Хорошая, качественная дорога, просто проехав по которой, можно увидеть очень много интересного, благо она пересекает половину страны. На дороге куча мест, где можно остановиться, отдохнуть, сходить в туалет.

Очень любопытно следить за тем, как меняется окружающий пейзаж: если поначалу леса и поля напоминают ту же Швецию, то потом вокруг начинают вздыматься горы, и дорога то ныряет в долины, то вьётся по берегам озёр. Время от времени можно увидеть и «старую дорогу» — когда, например, рядом возникает старый мост и зигзаг. Кое-где старая дорога сохранилась и на объезде туннелей.

Первая достопримечательность на дороге 134 — городок Хеддаль, в котором находится самая большая ставкирха, классическая норвежская «каркасная церковь», построенная в начале XIII века. Таких церквей по Норвегии сохранилось не так и много, все они сейчас стали музеями, и вход во все, что нам довелось увидеть — платный. Впрочем, стоит изначально настроиться, что в Норвегии платное абсолютно всё, кроме разве что красивых видов… и туалетов.

В Хеддале, впрочем, билет включает в себя не только церковь, но и выставочный зал, и музей под открытым небом неподалеку.

Трасса 134 стелется под колеса — ехать легко.

Ненадолго останавливаемся в местечке Элвестейн — на самом деле, это первый из встреченных водопадов, рядом с которым есть удобная остановка. И участок «старой дороги» — его легко распознать по старому мосту, ведущему в никуда.

А вообще, водопадов, конечно, много, и далеко не все они обозначены на картах. Вот падает вдали с горы великан в пару сотен метров высотой — и никакого имени… потому что для туризма не подходит. Есть и рукотворные водопады — рядом с одним из таких есть удобная парковка. Вокруг начинаются горы — мы понемногу забираемся на восток, в горную часть Норвегии.

Навигатор услужливо подсказывает достопримечательности и обзорные площадки по пути. Завернув просто так к обозначенной церкви в Хьяртдале, в паре километров от трассы, обнаружили рядом с ней идиллически-уютную долину, просто усыпанную цветами… А ведь это место — из тех, куда вряд ли возят туристов! Именно такими местечками и хороша Норвегия.

Обедаем прямо по дороге — благо есть столики. Впрочем, нам никто не мешает и свой столик вытащить — но на тех, что есть, удобнее! С газовой плиткой и предусмотрительно купленными в «Лидле» консервированными супами это просто, как три копейки (извиняюсь, как 0.99 евро) — банки довольно густого супа как раз хватает на троих, и никакой сухомятки!

Впереди городок Сельюр, в который мы заезжали и в прошлый раз — сейчас мы пока что идём по своему старому маршруту. Городок известен тем, что в местном озере, по слухам, водится своё чудище. Интересно, не поэтому ли на гербе городка изображен дракон?

Ну а мы, как и в прошлый раз, прогуляемся в окрестностях церквушки — не то чтобы красивой, но потрясающе вписанной в пейзаж. Вероятно, это характерная черта здешних кирх, даже не исторических, как ставкирхи — они стоят чаще всего в таких местах, что дух захватывает, и кажется, что они были здесь всегда…

На ровненьких надгробиях кладбища кое-где сидят бронзовые птички. Интересная традиция. А ухаживают за кладбищем, судя по всему, специальные работники — поливают цветы, стригут траву…

Рядышком — черничная поляна, знакомая по прошлому разу. Мимо пройти невозможно — здешние жители ягоды не едят, и черники очень много.

В прошлый раз мы, заглянув к ставкирхе в Эйдсборг, вернулись на трассу 134, но в этот раз маршрут совсем другой. Но в Эйдсборг заедем обязательно — нам по пути, и место очень красивое.

Итак, с трассы 134 мы уходим на дорогу 45, ведущую на юг. Самое время освоить горки и повороты. До Эйдсборга совсем недалеко — 10 километров. Тут расположена не только ставкирха XIII века, но и музей, в том числе — музей под открытым небом с классическими норвежскими домиками под травяной крышей. Место очень тихое и спокойное, пахнет скошенной травой, стоят домики, народу не очень много — отсюда люди ходят в пешие походы. Классическая ставкирха на холме рядом аккуратное кладбище, в долине виден посёлок и поля — там идут сельхозработы… Идиллия.

Возвращаемся на извилистую дорогу 45 — по ней мы поедем на юг. И довольно быстро начинается спуск с довольно крутым серпантином — прямо не ожидал, почему-то казалось, что мы ещё не в горах… ан нет, оказывается!

В долине расположен городок Флатдаль, в котором, правда, ничего особо интересного не нашлось, кроме разве что самой обыкновенной церквушки. Ну а мы движемся на юг — тут есть несколько весьма интересных местечек.

Дорога опять идёт вверх, за окном начинается самая настоящая лесотундра. Значит, забрались довольн овысоко… Накрапывает дождик, дорога пустынная. Интересно, тут кемпинги вообще хоть есть? Ни одного не попалось. Впрочем, стоит подняться повыше — и количество кемпинков (кстати, еще и заправок) резко падает.

Дорога вьется, кое-где идёт ремонт — люди есть, и то хорошо, а то полное ощущение дикой глуши. Дорогу перебегает заяц — точнее, зайчонок. Ну надо же!

Некоторая нервность маршрута вознаграждена — рядом с дорогой есть чудесный водопад с отличным видом. Пейжаж, кстати, ничуть не похож на 60-ю параллель — скорее уж на то, что мы видели три года назад в норвежском Заполярье. Высота… Бурные потоки воды падают в не менее бурную, но мелкую речку. Красота!

Навигатор подсказывает, что рядом находится озерко Лисле Бьорнватнет.

Дорога понемногу идёт вниз — дождались наконец-то! И первое, что бросается в глаза, стоило спуститься в долину — огромная, огромнейшая скальная стену — ровная, именно как стена. Забегая вперёд, скажу — пресловутая Стена Троллей на нас такого впечатления не произвела. Это какое-то совершенно циклопическое… даже не сооружение — созидание, заставляющее почувствовать себя песчинкой. Видя такие огромные скальные стены, почему-то совершенно не сомневаешься, что здесь жили тролли…

Едем по дороге номер 9. Впереди городок Валле, где-то рядом — довольно известный широкий перекат на реке Отра. Выезжаем к нему довольно быстро, вдали высится Стена, ничуть не кажущаяся меньше — даже отсюда она словно загораживает полнеба. Река тут перечёркнута рядом уступов, вода течёт в стремнинах, уходя ниже. Многочисленные ёлочки, ровные, как стол, камни,  тёмное небо при ярком солнце и эта стена на горизонте дают совершенно мистическое сочетание.

Народу тут много. Несмотря на то, что вода в реке довольно холодна, кое-кто купается. Один из здешних аттракционов — когда вода тащит тебя сама через стремнину…

Кто-то просто гуляет, кто-то загорает. Рядом есть кемпинг — красота!

А прямо посреди переката лежит громадный камень — в два человеческих роста, не меньше.

Погуляв по воде (купаться не рискнули), едем дальше. Солнце клонится к закату — пора искать кемпинг.

И тут очередной шок. Заезжаем по навигатору в один кемпинг — он заброшен. Заезжаем в другой — закрыт, словно вымер. В третьем, отмеченном как «четырехзвездочный», запросили за место для палатки втрое от привычной суммы… Что за ерунда? Даже в поездках по северу не было таких проблем — место для ночёвки находилось влёгкую! Не возвращаться же к перекату?

Наконец в очередном кемпинге везёт: места есть, и по приемлемым ценам. Правда, кемпинг оказывается в состоянии подготовки к сезону (что-то они припозднились, июль в разгаре), а потому территория даже не обработана от мошек. В общем, сожрали нас на ужин. Кстати, купленный в «Спортмастере» за неслабые деньги спрей от гнуса и мошкары помогал. Если прыснуть им напрямую в мошку с короткого расстояния, сантиметров в пять. В остальном можно было с тем же успехом прыскаться обычной водой…

Ну ничего, палатка у нас хорошая — спрятались, и всё более-менее обошлось.

Но очередной вопрос, конечно, был. Продолжать ли поездку по югу, если тут такая ерунда с кемпингами, или вернуться в Хаукели, на трассу 134?