Я как-то не раз уже говорил, что собирался в Питере посетить два музея — подводную лодку «Народоволец» и ледокол «Красин». Дело хронически осложнялось тем, что и то, и другое находится на отшибе и вдобавок далеко от метро. Да и компанию обычно не найти.
А вот в Таллине, заполучив список музеев, которые бесплатны по Tallinn Card, я ВНЕЗАПНО вспомнил, что тут присутствует морской музей, о котором не так давно читал в одном из ЖЖшных сообществ. В его составе… правильно — подводная лодка «Лембит», построенная в Англии примерно в одно время с «Народовольцем», и двоюродный братец «Красина» — ледокол «Суур Тылль», в девичестве «Царь Михаил Федорович».
Разумеется, упускать случай посетить это местечко, да еще и на халяву, было просто грешнО.

Заранее приношу извинения за качество снимков в помещении — штатива у меня нет, а света там все же маловато.

Чтобы добраться до музея, пришлось чуток поблуждать — одна остановка на автобусе из центра, но до музея надо идти пешком. Впрочем, карта есть, так что заблудиться сложновато. Да и забор вокруг комплекса испещрен логотипами музея.

Собственно, вот и музей — вид с моря. Он не зря назван «Лётная гавань» — в царские времена в этих ангарах располагалась база гидропланов.

Забегая чуть вперед — а вот так это выглядело в старые времена:

Весь музей оформлен исключительно стильно. Начиная с «приемной»…

…и кончая «опахалами» под потолком:

Общая цветовая гамма музея — синяя:

Условно музей можно разбить на три зоны — на воде ,под водой и на берегу.
Для начала взглянем, что есть под водой.

Например, останки остова корабля XV века, поднятые близ эстонского побережья:

Но в основном, конечно, на дне есть мины и торпеды:

Кроме того, в «донной» зоне организована пара-тройка, если можно так выразиться, аттракционов.
Можно поупражняться в складывании бумажных самолетиков и в их метании.
Можно попробовать себя в роли пилота гидроплана. Что я и попытался сделать…

…но, увы, за отведенное время пролететь по чекпойнтам так и не смог. Летчик из меня отвратный 🙁

А еще можно поупражняться в стрельбе из «браунинга» по воздушным целям, роль которых тут исполняют бомбардировщики Ил-28 и вертолеты Ми-6 (оставим выбор «враждебной авиации» на совести автора программы — могу только сказать ,что сделан симулятор очень приятно).

Теперь пройдем по «береговой» зоне.
Тут представлена в первую очередь артиллерия.
Есть и сухопутная…

…и самоходная…

Но в основном, конечно, корабельная:

То, что покрупнее, представлено в виде макета…

…но в основном, конечно, оригиналы. Что характерно — все можно потрогать.

Есть и совсем уж раритеты:

Ладно.
Давайте пройдем «по уровню воды».
Здесь представлено то, что плавает.
От поплавков тралов и параванов…

…до более сложных конструкций:

Также здесь есть яхты в ассортименте.
Буеры — как современные…

…так и старинные:

Шлюпки — как долбленые челны или одноместные тузики…

…так и моторные баркасы:

А также представитель современной техники — одно-двухместный катер на воздушной подушке:

Если поднять голову вверх — вот вам и один из бывших обитателей этого ангара. Увы, полноразмерный макет:

Ну ладно.
Переходим к гвоздю программы — подводной лодке «Лембит».
Два подводных минных заградителя были построены в межвоенный период в Великобритании, на деньги, полученные от продажи двух захваченных во время гражданской войны «Новиков».

Впрочем, справедливость в некотором роде восторжествовала — и «Калев», и «Лембит» (обе подлодки были названы именем героев эстонских эпосов) во время, хм, «оккупации Эстонии Советским союзом» тихо-мирно заняли свое место в РККФ.
«Калев» погибла в 41-м, а «Лембит» благополучно прошла войну и на нынешний момент своего рода уникальна — в отличие от подлодок времен войны, сохраненных в России, вход в нее сделан не через вырезанную в отсеке дверь, а вполне штатно — через торпедопогрузочный люк. До недавнего времени подлодка вообще находилась на плаву.

Вот, собственно, элементы торпедопогрузочного механизма, мимо которых мы и спускаемся внутрь:

…и попадаем в носовой торпедный отсек — четыре торпедных аппарата, стеллажи для торпед:

Датчики и управление:

Вот, собственно, тот самый люк.
Тут и койки для команды — слева сложенные…

…справа — разложенные:

Проход ведет в офицерский салон:

Надпись на столе убедительно просит не садиться на диваны 🙂

Вот и офицерский гальюн. Унитаз прикрыт оргстеклом — кто его знает, что ждать от туристов 🙂

Далее — центральный пост:

Лесенка ведет наверх, на мостик.
Прямо перед ней… правильно — перископ. Обратите внимание на символику на табличке — наследие, хе-хе, «кровавого режЫма»:

Вентили главных балластных цистерн:

А это, полагаю, штурманский столик:

Следующий отсек — машинное отделение. Левый дизель снят:

Вот, собственно, дизель для надводного хода:

Покрупнее — пульт управления:

…и пульт управления электромоторами для подводного хода:

Напоследок — кормовой отсек, спальня нижних чинов:

Ну что ж.
С крытой частью музея покончено.
Выбираемся на свежий воздух, где у причала стоит ледокол «Суур Тылль» (да, тоже по имени героя).


На берег приглашающе спущен трап:

Ну что ж, воспользуемся случаем ознакомится с образчиком дореволюционного судостроения — тем более, что его кузен «Красин» несколько раз перестраивался и ничего общего с собой-первоначальным уже не имеет.

Ледокол был построен в 1914-м, базировался в Ревеле. После февральской революции был переименован в «Волынец». В 18-м году в Хельсинки был захвачен белофиннами и переименован в «Вяйнемейнен».
В 1922-м достался Эстонии и получил свое нынешнее имя — впрочем, ненадолго. Впрочем, в период Великой Отечественной опять стал «Волынцем» и участвовал в печально известном переходе флота из Таллина в Кронштадт.
Вновь стал «Суур Тыллем» в 1988-м.

Ну ладно.
Пройдемся по палубе. Бак:

Вид с бака на мостик (кстати, на мостик тоже можно подняться):

Вид с мостика на шканцы:

Правый борт…

…и, собственно, корма, укрытая от непогоды тентом:

Ну, пройдем по внутренним помещениям…
Офицерская кают-компания:

Каюты офицеров:

Коридоры…

Машинное отделение — верхний ярус (хорошо видны крышки цилиндров паровой машины)…

…средний…

…и покрупнее — поршни и шатуны машин тройного расширения, которые так любят показывать в кино (даже в тех, где по сюжету участвуют турбинные корабли 😉 ):

А вот и сценка: бухие революционные матросы, ставшие в 18-м легкой добычей для белофиннов:

Ладно, это лирика.
Идем дльше.
Камбуз…

…и корабельная мастерская:

Вот, собсвенно, и всё.

Ну… Почти всё. Тут есть и представители современного флота:

…а также нечто совсем уж старое:

Ну и вот вам еще ледокол напоследок:

Вот такой музей.
Впечатление от музея — исключительно положительное.
И заметьте, что стоит все это, если верить путеводителю (с посещением всего упомянутого) всего 10 евро — 400 р с небольшим (или бесплатно по карте). Для такого масштаба — ИМХО очень и очень немного.
Кстати, у входа в музей сбоку сиротливо стоит собранная по-походному германская пушечка Флак-36/37 — да, та самая 88-мм дура. А за оградой просматривается куча подржавленной техники — от советской БРДМки до американских грузовиков. Так что развиваться музей однозначно будет.

Эстония, осень 2012 — часть 1 (пересечение границы)
Эстония, осень 2012 — часть 2 (отели, рестораны и кафе в Эстонии)
Эстония, осень 2012 — часть 3 (обзорная экскурсия по Таллинну)
Эстония, осень 2012 — часть 4 (Таллинский зоопарк)
Эстония, осень 2012 — часть 5 (монастыри Таллина)
Эстония, осень 2012 — часть 6 (исторический музей)
Эстония, осень 2012 — часть 7 (Летная База)
Эстония, осень 2012 — часть 8 (мыс Церель)
Эстония, осень 2012 — часть 9 (Муху и Сааремаа)