Утро оказывается не особенно солнечным, но весьма и весьма тёплым. Прибытие в Стокгольм не сильно раннее (кстати, надо не забыть перевести часы на местное время!), так что можно прогуляться по палубе, посмотреть на шведские шхеры. Домики выстроены прямо на скалах — иногда даже непонятно, как они там держатся… Движение оживлённое — то яхточки, несмотря на ранний час, то местные оранжевые паромчики, возящие автомобили с берега на берег, впереди маячит знаковый «губастенький» паром, навстречу степенно выходит по соседней протоке викинговский — надо же, со столбом ветротурбины на надстройке! Новые технологии…

У маячков-бакенов, выстроенных на оконечностях островков, плескаются лебеди.

Понемногу домики сменяются промзоной — какие-то ржавоватые емкости, кораблики потасканно-рабочего вида, вон и въезд в пещеру в скалах виден — небось, какое-то хранилище…

В машину не торопимся, хотя вещи собраны — помним, как в прошлый раз пришлось сидеть и ждать. Лишь когда вдали показывается порт, звучит сигнал «Просим пройти к автомобилям». Конечно, жаль, что не удалось посмотреть на Стокгольмский порт… ну да ладно — увидим на обратном пути!

Выезжаем с парома… Практически первое, что видим — стоящий у стенки тот самый «Маунт Мак-Кинли». Догнали-таки его 🙂

Выезд крутится зигзагами, но ехать просто — и дорога по сути одна, и перед нами вереница автомобилей. Дальше от навигатора толку мало — влетаем в туннель, в котором нет приема, но зато есть указатели с номером трассы, Е20 — и этого нам сейчас вполне достаточно. Стокгольм раскинулся довольно широко, и даже незаметно, когда дорога по городу превращается в трассу. Начинаются идиллические, но малоинтересные пейзажи восточной Швеции. А вон мелькнуло интересное местечко — военный музей… Надо отметить на карте. Заскочим, если будет время на обратном пути — сейчас важнее доехать до Норвегии и, если получится, сегодня же обменять евро на норвежские кроны.

Чем западнее, тем сильнее меняется местность. Причем даже сложно сформулировать, в чем это выражается — такое ощущение, что леса становятся гуще, появляются скалы… А вот и граница Норвегии. В этот раз тут есть пропускной пункт — свои машины пропускают без остановки, у нас глянули в паспорта, дежурно поинтересовались — куда едем, есть ли алкоголь и табак. Ничего не проверяли.

Ну и отлично, мы в Норвегии!

Тут надо сказать, что в Норвегии у путешественников есть своеобразная традиция: угощать тролля. Норвежский тролль, как известно — существо хитрое и своенравное, но если ему понравиться — путешествие пройдёт на ура, как, например, наше в прошлый раз. Не будем изменять традициям!

Выруливаем на то же место, что и три года назад — небольшая площадочка у озерка. Для тролля у нас приготовлено молоко — наливаем, разумеется, в обрезанный бумажный стаканчик, никакого полиэтилена и пластика!

Ну что, тролль, надеемся, ты нас не подведёшь.

Чем хороши норвежские дороги — на них обильно расположены площадки для отдыха и туалеты, часто есть и столики-скамейки. Почти всегда — в живописных местах. Просто свернув в туалет, можно оказаться на берегу очаровательного озерка с кувшинками…

В южных районах на подобных стоянках часто есть информационные стенды, где можно не только посмотреть карту, но и разжиться буклетиками о достопримечательностях. В раскрученных туристических районах, увы, подобного нет — лишь стенды с картами.

Дальше начинается череда платных дорог, только успевай отсчитывать — 8 крон, 10 крон, 15 крон… Впрочем, не скажу, что это сильно пугает после знакомства с российской трассой «Дон».

Начало пути решаем провести так же, как и в прошлый раз — то есть с того же кемпинга. Конечно, времени у нас достаточно, чтобы забраться намного дальше, но знакомый Драммен — все же большой город, где есть банки. Потому что в маленьком городке Орье, куда мы заглянули по пути, убедились — большинство банков в Норвегии работают до 15:30, как и пишут на форумах.

А по пути посетим, что называется, места боевой славы.

Миновать Осло, чтобы не крутиться по городу, проще всего по туннелю, идущему под Ослофьордом. Начинается туннель неподалёку от маленького городка Дрёбак, расположившегося по не сильно крутому берегу фьорда. А как раз напротив городка посреди фьорда расположилась крепость Оскарсборг, когда-то прикрывавшая своими орудиями подходы к норвежской столице.

И именно эта крепость открыла счёт уничтоженной тяжёлой техники оккупантов весной 1940-го…

Покружившись по узким улочкам, ассоциирующимся больше с каким-нибудь Средиземноморьем из-за прилепленных на крутизне домиков с верандами, чем с суровой северной страной, выезжаем к месту, которое навигатор почему-то отметил как «танк». Никакого танка тут нет и в помине, но зато есть спуск почти к самому берегу фьорда. За проливом распласталась крепость Оскарсборг — туда можно доплыть на местном паромчике, но сейчас нам вполне хватит и общего вида. Прямо перед ней степенно проплывает то ли круизник, то ли паром… Фьорд живёт.

Именно тут тёмной апрельской ночью крались германские крейсера, выдавая себя за англичан — но крепость не поддалась на провокацию и вступила в бой, распознав корабли оккупантов. Тяжёлый крейсер «Блюхер» получил четыре прямых попадания — редкий в морской истории случай стопроцентной меткости стрельбы. Потеряв ход, он успел по инерции выйти из секторов обстрела крупнокалиберной батареи… и попал под удар береговых торпедных аппаратов. Маленькая и совершенно неготовая к войне Норвегия сполна дала аванс фашистам, уничтожив за один раз десятую часть германского крейсерского флота.

Тепло. Июль. Шлёпая днищем, по фьорду несётся моторка. Покачивается на волнах бакен, ограждающий фарватер. Вон и паромчик, идущий на Оскарсборг. А вон со стороны моря идёт огромный контейнеровоз — наперегонки с ним рассекает яхта со спущенными парусами.

А здесь — эхо войны.

Не сразу понимаем, что нелепые каменные строения, заросшие травой, рядом с которыми мы находимся — тоже один из фортов. Мы подошли к нему с другой стороны, а потому не видели информационного плаката, на котором есть и фото опрокидывающегося «Блюхера». Ну да, всё верно — вон командный пункт, а вон видно основание орудия — скорее всего, не особо крупного, вроде тех, что служили на крейсере зенитками…

Страницы военной истории страны.

Немного погуляв, возвращаемся в машину. Впереди туннель под фьордом — крутой спуск вниз, а потом не менее крутой подъем. До Драммена не так далеко, но это Норвегия — тут дороги состоят из подъемов, спусков и поворотов, и тем, кто не привык хотя бы к Карелии, будет несколько неуютно. Потому в Норвегии и рекомендуют не планировать за день проехать больше 150-200 километров… Тем не менее, ехать несложно, и ещё не очень поздно, когда мы останавливаемся у уже знакомого Drammen Camping на берегу реки. Цены, правда, поднялись — три года назад мы платили всего 180 крон, а теперь — 240… Ну да ладно.

Хозяин, вбив наши данные в компьютер, увидел, что мы тут уже были, очень обрадовался и сказал, что ничего заполнять не надо, если данные не поменялись. А заодно отметил на карте, где в городе находятся обменники, и рассказал, как они работают.

Ну и отлично! А остаток дня можно посвятить отдыху на берегу реки и баварским колбаскам из «Лидла». А заодно посмотреть, как чувствует себя палатка после трех лет лежания в кладовке.

Чувствует, надо сказать, отлично, но вот вопрос…

Понадобятся ли нам тёплые кофты при такой жаре?