По правде говоря, воскресная погода не способствовала фотопрогулке — мороз не сильный, солнца нет, красивой дымки над рекой не предвидится… Впрочем, это не помешало совершить небольшой тур с заходом в музей истории города Волхов. А побочным эффектом будет небольшой фоторассказ о той части города Волхов, которую видят проезжающие через него с севера на юг (например, из Мурманска в Москву) и обратно.
Октябрьская набережная (в простонародии «Октябка») — бывшее село Михайловское и Михайловский погост, после — село Октябрьское. Сейчас — один из районов города Волхов, полузаброшенный и подготовленный к сносу. Ну а более всего это село засветилось на снимках, посвященных строительству знаменитой Волховской ГЭС — потому что строилась она аккурат здесь, хоть и на противоположном берегу.
Но обо все по порядку, в формате фотопрогулки.
Впрочем, для начала — фрагмент германской аэрофотосъемки военного периода. Мы пойдём аккурат по этим местам. те места, на которые обращу внимание по ходу дела, выделены цветом.
Начнем прогулку напротив когда-то алюминиевого, а ныне химического завода. Слева хорошо виден железнодорожный мост (на старой карте обозначен розовой полоской).
Тут царит деревенская идиллия — всё утопает в снегу. Многие из домов расселены и подготовлены к сносу — это остатки деревни Борисова Горка, которая на схеме строго по центру.
Выходим на набережную. Хорошо бросаются в глаза автобусные остановки советских времён:
За остановкой — удобная площадка, мимо которой не проходит никто из иногородних, посещающих это место: отсюда лучший вид на три «достопримечательности» Волхова. Даже сейчас, когда туристов нет, эта площадка неплохо утоптана 🙂
Прямо напротив — завод. День хмурый, и потому дым особо не бросается в глаза. Но поверьте, что эти выбросы отлично оседают даже на лобовом стекле машин и видны невооруженным глазом. Что творится в лёгких — не хочется и думать. Особенно это касается новых, низких труб — роза ветров такова, что дым из них в любом случае оседает на город, в отличие от дыма из старых, высоких труб.
Слева — мост. Уже новый — мы к нему ещё вернёмся. Зато отлично видны опоры старого, дореволюционного моста — более тёмные. Новые построены на ледорезах — благо теперь они неактуальны, после постройки плотины ледоход мосту не грозит.
А вот и общий вид. На схеме это место обозначено голубым кружком.
А что видят проезжающие, о которых говорилось выше?
А они видят в основном вот это.
Даже не скажешь, что рядом сорокатысячный районный центр — тут деревня-деревней.
Дома когда-то были красивыми, но сейчас всё помаленьку рушится:
Многие из домов полностью сгорели — полное ощущение разрухи.
Когда-то дома стояли плотными рядами по обе стороны этой дороги:
С мостика через ручей Понега открывается отличный вид на ГЭС:
Обычно внизу не протолкнуться от рыбаков, да и с лодок ловят многие… Но сейчас — не сезон:
Вода довольно низкая и через плотину не идёт, хотя створки открыты. Хорошо видна огромная наледь:
Скоро должен пройти автобус — в этот «аппендикс» заходит всего один номер, да и то проездом.
Одно из старых зданий — редакция газеты «Волховские огни»:
Церковь Архангела Михаила, построенная в 1820, сейчас выглядит как новенькая, хотя ещё в конце 80-х от неё оставались практически одни лишь стены:
Церковь находится строго напротив ГЭС — можно сказать, она видела всё строительство от и до.
Ну а мы будем возвращаться в сторону моста.
Возникает законный вопрос — а почему эта фотопроглука проходит именно сейчас, в серо-чёрных тонах? Почему не летом?
Я отвечу на этот вопрос чуть позже 🙂
В центре хорошо видны опоры старого моста — он был разобран в первой половине 2000-х, простояв ровно 100 лет. Тот мост, что слева, построен в конце 80-х, тот, что справа — аккурат перед разборкой старого.
Сейчас тут всё исписано граффити, а раньше была памятная доска (правда, не с этой, а с другой стороны).
Сейчас эта доска хранится в музее истории города Волхов. Она чуть было не была утрачена в начале 2000-х, при строительстве нового моста.
Сразу за мостом влево, вдоль железной дороги, уходит Новоладожское шоссе, боле известное как «Старая дорога» или просто «Старуха». Если взглянуть на карту (начало Старой дороги отмечено зеленой полоской), становится понятно, что она реально старая — была ещё до войны.
Ансамбль из мостов и завода:
А вот и интересная деталь. Если идти в сторону автомобильного моста и посмотреть налево, то видна выемка, словно рукотворный овражек:
Вот он, уходит вдаль:
На схеме этот овражек выделен красной полоской. Это не что иное, как ложе железнодорожной ветки, ведущей от основной линии на деревянный мост-дублёр, по которому осуществлялось железнодорожное движение во время войны.
На схеме мост-дублер отлично виден. Конечно, сейчас его нет — остались лишь основания опор, которые сейчас под водой, но кое-что мы можем увидеть и сейчас. Точнее — именно сейчас, потому что летом обильная зелень скрывает всё начисто. Так что — только зимняя прогулка!
Но сначала обратим внимание на небольшое сооружение на «ватрушке» напротив старого автомобильного, ныне пешеходного моста (хорошо виден на заднем плане). Это место на карте отмечено розовым кружком.
Барельефы разработаны волховским художником Гайлисом. К сожалению, сделаны они были из цветного металла, а потому в «лихие девяностые» были утрачены. Буквально год назад они были восстановлены в виде баннеров на народные средства — я тоже поучаствовал.
Барельефы показывают различные эпизоды борьбы и труда волховчан:
Любопытно, что аккурат к бывшему мосту-дублёру обращён как раз этот барельеф, посвященный железнодорожникам:
Да, железнодорожная ветка приходила именно сюда, в центр снимка:
Собственно, сам выезд на бывший мост сохранился — летом тут всё в зелени, но сейчас его видно достаточно хорошо (можете мысленно дорисовать уходящий вдаль мост):
Место довольно популярное — отсюда можно спуститься к берегу реки. Иногородним — сделать фотографию, местным — для шашлыкинга 🙂
Завод отлично виден:
Вот проводница, провожающая поезд из прошлого:
Рядом — автомобильный мост, построенный в 60-х. Кстати, достаточно уникальный — насколько я слышал, мостов, построенных по такой технологии, больше не осталось.
Когда-то это была основная транспортная артерия города (интересный факт — до войны и во время войны автомобильных мостов через Волхов не было ВООБЩЕ, сообщение было лишь паромами и по железной дороге. Тогда это и был не один город, а два рабочих посёлка — Волховстрой и Званка), но сейчас мост из-за ветхости стал пешеходным. Впрочем, пользуется большим спросом у режиссеров — они обожают сбрасывать с него машины в исторических фильмах.
Транспортная артерия теперь рядом — открытый в конце 90-х Ильинский мост, продолжающий проспект Державина:
Ну а с другой стороны — завод, железнодорожные мосты, ГЭС:
Пройдёмся по старому мосту.
Отсюда открывается хорошая панорама:
На противоположном берегу хорошо видна деревня Новые Дубовики (на схеме обозначена коричневой полоской):
Тут уже река понемногу одевается льдом:
Инея много — как-никак, влага от реки:
Вот тут уже есть рыбаки — им всё нипочём:
А мы обратим внимание ещё на одну деталь — очередная ложбина, уходящая к Мурманскому шоссе (на схеме обозначена оранжевой полоской). Да, это ещё одно эхо войны — тогда здесь проходила та самая обходная железнодорожная ветка, выводящая к станции Мурманские Ворота (во время войны там был один из рубежей обороны города).
И именно тут расположен мемориал:
Да-да, именно здесь, у моста, располагались зенитные батареи, прикрывающие переправу. Выезд на мост с этой стороны давно срыт (хотя я его еще застал в 80-е), а вот заросший деревьями выезд на противоположном берегу реки, где мы только что были, виден отлично:
Раньше этот мемориал героическим защитникам Волхова был на главной улице города — теперь, увы, он на отшибе, дорога идёт в объезд. Но цветы по праздникам сюда приносят ежегодно:
Ну и напоследок — совершенно случайно увиденные снегири, впервые в этом году:
Вот такая небольшая полуисторическая фотопрогулка, у которой даже есть небольшое продолжение. Ну а выкладывать его или нет — посмотрим 😉
Комментарии: