Когда я совсем недавно писал статью о возвращении в депо Волховстрой паровоза «Дороги Победы», я и предположить не мог, что удастся побывать на митинге в честь такого знаменательного события, как 75-летие отправления со станции Волховстрой первого поезда после прорыва Блокады.
Отправился поезд именно 5 февраля далёкого 1943 года. А вёл его этот вот самый паровоз, сейчас находящийся на вечной стоянке на вокзале станции Волховстрой-1.
Сейчас он мирно соседствует с электропоездами, прибывающими на 3-й пассажирский путь:
Вела в тот раз поезд бригада в составе И.П.Пироженко (машинист), В.С.Дятлева (помощник машиниста — кстати, в прошлом посте он есть на фотографиях) и И.А.Антонова. Была и дублирующая бригада, более того — поезд сопровождал замначальника Кировской дороги, уполномоченный НКПС В.М. Виролайнен.
Кстати, интересный факт указывает волховский журналист и историк Ю.Сяков в книге «Волхов в огне»:
«Именно Виролайнен персонально отвечал за успех операции. На последнем перегоне он залез в будку паровоза и стоял за спиной Ивана Пироженко. Когда поезд стал прибывать к перрону Финляндского вокзала, Виролайнен оттолкнул машиниста и сам взялся за реверс. Ленинградцы приветствовали его как человека, который привел первый поезд в осажденный город.»
К этому имени мы вернёмся чуть позже — благо на вокзале есть мемориальная доска, посвящённая как раз ему.
Ну а пока у паровоза собираются люди:
Вырезку из «Октябрьской магистрали», посвященную тому самому первому поезду, приклеили к тендеру паровоза скотчем:
Прибывают дети…
…и местные патриотические организации:
А ещё — ветераны-железнодорожники. Много.
Сегодня в фотоподборке будет много лиц. И в первую очередь — лиц старых железнодорожников, пусть и работавших здесь уже после окончания войны.
Прибывают и представители школ — приятно увидеть любимых учителей из бывшей железнодорожной школы №61, которую я совсем недавно упоминал 🙂
Начинается митинг. На нем присутствуют официальные лица города и железной дороги… и не только.
Много гвоздик. ОЧЕНЬ много.
Народу собралось на удивление много, особенно для рабочего дня.
Говорят, даже 9 мая 1980 года, когда открывали памятник-паровоз, народу было ненамного меньше.
Думаю, сейчас пришли многие из тех, кто были на вокзале тогда, в 1980-м…
Вокзал, построенный в конце 1940-х — начале 1950-х, в начале 2000-х годов прошёл полную модернизацию. Это тема, заслуживающая отдельного разговора.
В числе прочих выступает Г.Г.Самсоненко, машинист, начальник локомотивного депо, главный инженер Волховстроевского отделения дороги, первый заместитель главы районной администрации… и именно тот человек, который, услышав в свое время от В.С.Дятлева о том самом первом поезде, решил отыскать тот самый паровоз.
И отыскал его.
Еще немного лиц…
…и речей:
Мало того. Сегодня на митинге присутствует дочь В.С.Дятлева, Лидия Викторовна Бармина:
Метель воет… Наверное, как и 75 лет назад…
Поздравление дочери ветерана… Она и сама — волховский ветеран:
Также выступает хранитель музея локомотивного депо Волховстрой, Л.П.Королёва:
Дети читают стихи — из тех, что написаны тогда, в те самые ледяные и горячие времена:
Мимо платформы идёт локомотив — работу никто не отменял:
А по окончании митинга — гудки локомотивов!
Начинается возложение цветов.
Люди с цветами идут и идут.
Лично мне не приходилось видеть подобного — особенно в нашем небольшом городке…
Море цветов.
Многие фотографируют близких:
Кажется, лесенка в кабину паровоза вся усыпана цветами…
А теперь — два десятка шагов в сторону, к мемориальной доске на стене вокзала.
У того самого Вольдемара Матвеевича — НИ ЕДИНОГО цветка.
Я ничего не буду говорить.
Ну а мы направимся в музей локомотивного депо. Впереди виден переходной мост — до него можно добраться отсюда только так.
Станция — как на ладони:
Мемориал железнодорожникам, погибшим на трудовом посту… В посте про возвращение паровоза, если помните, он тоже есть — еще старый.
Здесь тоже есть паровоз-памятник, уже из послевоенных, Эр. Сколько их было в депо…
Музей, на самом деле, требует отдельного рассказа — и он обязательно будет. Сейчас — просто общий взгляд:
Вот и Дорога Победы.
Директор музея в Петрокрепости:
…и сын одного из тех, кто работал в свое время на строительстве Дороги Победы:
В альбоме «Дорога Победы» есть зарисовки его отца, сделанные еще тогда, в 1943-м:
Напоследок — общий снимок…
…и в дело вступает съемочная группа «Вестей».
Ну а я на сегодня откланиваюсь.
Буду рад, если кто-то сможет дополнить данный пост именами.
Комментарии: