В чем мечта туриста? Да в хорошей кухне, на которой никто не мешает!

С утречка мы воспользовались отличной кухней по полной программе — даже приготовили еду с собой, в термос, чтобы на остановке днём не вытаскивать газовую плитку. Утро, тепло, фруктовые деревья, освещённые солнцем… Красота!

Правда, есть и печаль — уже второй день как закончились взятые из дому овсяные хлопья (вот хотели же взять две упаковки, а не одну!), так что никакой овсянки на завтрак, сэр. Поиски хлопьев в магазинах не увенчались успехом — тут и рис-то не в каждом найдёшь, а крупы нет вообще. Из завтраков — только мюсли, блин. Ну… яичницу никто не отменял.

Кстати, когда мы уже собираемся уезжать, появляются другие туристы — из домиков. Правда, они в основном идут в туалет, а не на кухню. Чувствую, что мы, даже вставая в 7 утра (очень поздно по нашим меркам!), все равно опережаем основную массу туристов часа на полтора.

На сегодня у нас идущая на север дорога 63, также именуемая иногда «Дорогой Троллей».

В прошлый раз мы тоже ехали этим маршрутом — это именно одно из тех мест в Норвегии, которые не хочется пропускать. Очень уж здесь красиво.

Я бы, кстати, назвал эту дорогу «клубничной дорогой». Дело в том, что в первой части дороги от Валлдала вокруг раскинулись клубничные поля. Широченная долина, пологие горы — и клубника, много клубники. Видно, как на полях работают люди, ну а ларьки с клубникой, такое ощущение, встречаются по несколько раз в каждом из посёлков.

Одно из приметных мест на этой дороге — ущелье с водопадами, оформленное очень интересным образом: над ним переброшены зигзагообразные мостки с удобным ограждением. Почти любой водопад можно рассмотреть со всех ракурсов — а они здесь бурные! День солнечный, и над самым мощным из каскадов висит радуга — красота!

Проводим здесь час, никак не меньше. Людей много, но они друг другу не мешают. Останавливаются и туристические автобусы, но люди из них первым делом несутся в туалеты. Начинаем жалеть автобусных путешественников. Насколько же хорошо ехать самостоятельно!

Тут, кстати, продаётся клубника. А как же! Причём берут и евро — редкий случай для Норвегии. Но мы-то знаем, что в супермаркетах столь же хорошая клубника стоит в полтора, а то и в два раза дешевле — в этой поездке мы ей просто объелись!

Дорога петляет по долине, начинает забираться вверх. Уже привычно меняется пейзаж, больше напоминая лесотундру. Вот и ещё одна парковка с туалетом и столиками — обязательно погуляем!

В очередной раз «радуют» цивилизованные европейцы. Стоит кемпер с германскими номерами, а на ближайший столик… выставлены на просушку кроссовки в количестве. Вот так, простенько и со вкусом. Посади свинью за стол, как говорится…

Впрочем, хрюшки неспособны на этот раз испортить нам настроение — очень уж красивое место и хорошая погода, да и народу немного. например, стоит чуть отойти в сторону — и виден прелестный домик с травяной крышей. Позади вздымаются исполинские склоны гор… Природа как она есть.

С другой стороны стоянку обрамляет бурная речушка. И — опять домики с травяными крышами… Да, именно ради них стоит подниматься повыше в горы! Чуть выше по течению речку пересекает старинный каменный мостик — табличка повествует, что он датирован концом XIX века и обновлён в 80-х годах века XX-го. А за мостиком вздымается традиционно бурный водопад…

Вокруг домиков бродят овечки, причём далеко не все в загонах. Возмущаются почти человеческими голосами.

Вот ради таких местечек и стоит ехать по этой дороге.

Хотя, конечно, большинство едет сюда не за этим. Дорога начинает забирать вверх, и вскоре перед нами открывается огромная парковка, битком забитая машинами. Причём забита не только парковка, но и обочины дороги. Тут работают регулировщики, выпуская-впуская машины на парковку — так что довольно быстро умудряемся найти местечко, даже не успев испугаться, что вставать придётся на обочине.

Скалы вокруг просто усеяны людьми.

Здесь начинается Лестница Троллей — вероятно, самый известный серпантин Норвегии. Рискну предположить, что причина его популярности — в том, что это единственный серпантин, который можно увидеть целиком с одной точки.

Место очень хорошо обустроено — помимо огромной парковки, тут есть туристический центр, немало магазинов, туалеты… А для вида на саму Лестницу оборудовано несколько обзорных площадок — правда, до них придётся прогуляться.

Людей тут неимоверно много. Что удивительно — увидели молодого парня-уборщика, который убирал мусор… прямо на скалах! Вот так вот.

Туристы тоже разные — увидели и человека в хирургических перчатках. Странно, что без маски-респиратора…

На открытом месте прохладно, хотя погода в целом тёплая. Вверх-вниз по лесенкам — и выходим на нависающую над долиной обзорную площадку, откуда Лестница Троллей видна во всей красе. Есть легенда, что именно по этим уступам когда-то давным-давно шагали, поднимаясь в гору, тролли — отсюда и название «Лестница Троллей».

М-да, а машин на ней гораздо больше, чем в прошлый раз… Видны многочисленные пробки — то огромный туристический автобус раскорячился на повороте, то кемпер встал посреди дороги — не исключено, что водитель фотографирует в окно, то медленно ползут, разъезжаясь, легковушки…

В прошлый раз я по Лестнице спускаться не рискнул — всё же за Малышку побаивался, да и туман стал наползать. А в этот раз — едем, без вариантов!

Ещё раз окинув взглядом долину, идём обратно. Поток народа ничуть не уменьшается!

Тут есть столики, за которыми можно перекусить. Пообедаем потом, а пока ограничимся хот-догами — в супермаркетах без проблем и достаточно бюджетно можно купить и сосиски, и булочки, и листья салата, ну а горчица в Норвегии вообще хороша. Сосиски обычно варим с утра, но можно и на парковках, плитка-то есть.

Ну ладно. Опробуем Лестницу Троллей!

Серпантин, надо сказать, оказывается не таким и страшным — особенно на спуске. Машин, конечно, неимоверно много — пожалуй, как в Гейрангере. Но повороты широкие, проблем разъехаться нет.

Даже не сразу замечаем, когда проезжаем последние витки серпантина. Снизу хорошо видна нависающая над обрывом обзорная площадка — даже не верится, что мы были на такой высоте.

Движемся дальше по долине. По дороге заглядываем в красивый кемпинг, оформленный в «тролльем» стиле — ну да, репутацию дороги тут пытаются поддерживать.

А вот Стена Троллей, огромный обрывистый хребет, впечатления на нас совершенно не производит — скажем, та Стена, что мы видели около Валле, впечатлила гораздо сильнее.

Остановившись у магазина в Ондалснесе, думаем, куда ехать дальше. Строго говоря, мы достигли той точки, от которой собирались повернуть домой.

Очень соблазняет водопад Мордалсфоссен, также известный как «галстук», но… до него, оказывается, около сотни километров, и больше ничего особо интересного рядом нет. Ну… это объясняет, почему большинство туристов этот водопад игнорируют.

Тут Аня стоит твёрдо: Остров Птиц!

Островок Рунде неподалёку от Олесунна мы отметили ещё в прошлую поездку, но на форумах нас убедили, что делать там нечего. Дескать, на Лофотенах интереснее. Почему бы не скататься туда сейчас? К вечеру будем на месте, а то и раньше.

Решено!

Дорога в этот раз несложная — она идёт вдоль берега фьорда, даже не забираясь в горы. Красота! Едем мы в сторону Олесунна, причём уже на подходах к нему как раз по той дороге, где ехали в прошлый раз. Вон и кемпинг, где мы останавливались… но в этот раз нам нужно дальше.

На пароме переправляемся на соседние острова. Тут везде острова — недаром «Олесунн» произошло от слова «угорь», проливы так и извиваются меж островками. Чем дальше, тем сильнее вспоминаются Лофотены — не в последнюю очередь благодаря узким горбатым мостам, вздымающимся высоко, чтобы пропускать корабли, и многочисленным затонам с траулерами.

Как бы найти кемпинг? На Рунде есть, но всего один.

С кемпингами не везёт. Заезжаем в один — никого, в другой — тоже… Ну отлично. Неужто назад поворачивать или ставить палатку в диких местах?

Вот впереди и сам Рунде — совсем маленький островок, всего несколько километров в поперечнике. На него ведёт очередной горбатый мост, превращающийся в причудливо изогнутую дамбу. А птиц и правда много — чайки носятся стаями, как у нас при нересте корюшки…

Дорога огибает остров по периметру вдоль самого моря. Какого моря? Океана же! Это Атлантика!

Дорога традиционно узкая, но ехать не страшно — не серпантин же. Гораздо страшнее — что там в кемпинге?

А в кемпинге всё оказывается… отлично! Моментально нашлось место под палатку — причём в укрытом от ветра месте и рядом со столиком, хозяйка кемпинга говорит по-русски (первый случай за всю поездку), тепло, океан рядом…

Всё! Можно выдохнуть.

А вот чайки…

Чайки тут везде. Как комары в той же Карелии.

Причём создаётся впечатление, что они «пасут» столики. Стоило нам разложить еду для готовки, как парочка приземлилась рядом и, как в старом анекдоте, сделали вид, что просто прогуливаются…

У нас заранее куплен одноразовый гриль. Правда, рыба в «Реме» дорогая, а потому решили взять мясо — четыре замаринованных стейка оказались не сильно дороже. Аня с Мишкой остправились осматривать территорию, а я сразу сказал, что при обилии чаек от мангала не отойду — насмотрелся на этих наглых личностей у нас.

Аня вернулась, ухохатываясь, и рассказала свежую историю.

Оказывается, я поступил абсолютно правильно.

Буквально в нескольких метрах у немецкого кемпера тоже был выставлен разожженный одноразовый гриль, на который выложены стейки. Стейки, надо сказать, тут неслабые — больше ладони взрослого человека размером.

Чайка спикировала прямо на мангал, цапнула стейк. Уронила, естественно — он тяжёлый. Приземлилась за ним. Попыталась взлететь — не получается. Пошлёпала прямо по траве, волоча стейк между ног…

Так что чайкам тут палец в рот не клади — оттяпают по самое плечо.

Так что едим свои стейки под строгим присмотром пары суровых чаек. Кстати, бросили им кусок сосиски — поймали прямо на лету.

Уже после ужина пошёл поинтересоваться у хозяйки — где ж здесь посмотреть знаменитых тупиков? Тупики — своего рода символ острова, они тут на всех сувенирах.

Как выяснилось, тупики весь день на воде и прилетают в гнёзда примерно с 9 до 10 часов вечера. Ну… теоретически можно успеть!

Правда, как оказалось (с чего бы это?), после ужина взбираться в гору сложновато…

Завтра, всё завтра!