Самым суровым оказался кемпинг. С вечера дул сильный ветер, при хорошей в целом погоде — хотя, возможно, просто это место на дороге 15 представляет собой аэродинамическую трубу. Мы в горах, в конце концов… Забавно было смотреть на соседа-байкера, который с вечера фотографировал свою палатку со всех ракурсов, а утром сидел в ней, съёжившись в комочек, и отрешённо смотрел вдаль через открытый полог входа…
Да и нам от ветра пришлось поставить дополнительные растяжки — впервые за две поездки. Но ничего, палатка выдержала.
Собственно, кемпинг оказался попросту жлобским: ещё ни разу я не видел, чтобы платной оказалась не только душ и стиральная машина (это как раз нормально), но и электроплитка в кухне, и (фанфары) горячая вода в мойке!
Кемпинг заслуженно получает наше «фи». Хорошо, что всё нужное у нас есть с собой.
Перед тем, как ехать дальше, ненадолго возвращаемся в Лом — тут находится ещё одна ставкирха. Конечно, мы её уже видели в прошлый раз, но почему бы не повторить?
Церковь на фоне почти чёрного неба выглядит очень эффектно.
Кстати, тут же видим чудо цивилизации: лужайку стрижёт робот. Вот оно, наступившее будущее: вкалывают роботы, а не человек…
Итак, на сегодня у нас дорога 15, ведущая в сторону Гейрангер-фьорда. Ну-ка, кто вспомнит шумную молодёжь, пять дней назад заявлявшую, что доедет на следующий день до Гейрангера? Нам прям любопытно, удалось это им или нет.
В прошлый раз мы ехали по этой дороге, не сильно оглядываясь по сторонам, торопясь остановиться на ночёвку. А вот в этот раз обстоятельно посмотрим здешние достопримечательности — дорога идёт в горах, вдоль горных речек, и здесь есть многочисленные и очень живописные водопады.
Один из водопадов, мощный перекат, расположен прямо напротив кемпинга. В кемпинге даже сделан променад — удобная обзорная площадка. Водопады больше напоминают те, что на севере Норвегии — невысокие, но исклюсительно мощные.
Второй водопад (Дёнфосс, если не ошибаюсь) расположен прямо под за отелем. Можно пройти немного пешком и выйти на мост, чтобы насладиться мощью горной воды. Кстати, здесь есть стенд, рассказывающий о гидроэнергосистеме этих мест.
А на стоянке увидели забавный знак: «пИсать нельзя». Тем более забавный, что актуальность подобного знака мы узнаем очень скоро…
Третий увиденный водопад Поллфосс бежит рядом с удобной парковкой. Очень антуражно выглядят старые мостики — вроде и понимаешь, что они крепкие, а поди ж ты — почти часть пейзажа…
Но не водопадами едиными, как говорится.
Дорога 15 выводит прямо к повороту на Гейрангер, но на последнем участке параллельно ей идёт грунтовка номер 258 — она уходит меж горными хребтами и проходит вплотную к горам, ограничивающим всё тот же ледник Юстедален…
Грунтовка. В горах. Мимо горного озера и ледника. С серпантином на выезде. Односторонняя.
Ну-ка, кто хочет поехать по такой дороге?
И хочется, и колется. В конце концов, решили, что надо попробовать — Аня убедила, что в крайнем случае можно немного проехать и вернуться обратно, не доезжая до серпантина. Так почему бы нет?
Начало дороги с нормальным асфальтом довольно быстро переходит в грунтовку. Правда, как бы помягче сказать… Скажем, в нашем родном городе асфальтовые дороги гораздо хуже, чем эта грунтовка, укатанная натвердо, как бетонная плита.
По мере того, как дорога уходит вглубь долины, понимаем, что рты сами собой раскрываются от восхищения.
Широченная долина, тундровая растительность, скалы, огромные горы, у которых не только вершины, но и склоны покрыты снегом, скрадывающая склоны и вершины дымка… Да вот же она, настоящая Суровая Норвегия!
Дорога сама по себе неплоха, хотя держаться с краю, разъезжаясь со встречными, страшновато — осыпается. В паре мест работает дорожная техника, укрепляя края. Сразу видно, что маршрут хоть и туристический, но не массовый — машины встречаются, но их не особо много. Почаще бы так!
Останавливались много раз, выходили из машины любоваться. Длинное спокойное озеро, обрамлённое снежными горами, производит неизгладимое впечатление. Особенно в торце, где в него упирается снежный склон.
Разумеется, и поиграли в снежки, и покатались с горки, и «сделали ангела» на снегу. Кстати, тут прохладно — всего +8. Тут впервые нам более-менее всерьёз понадобились кофты.
Дальше — канатная дорога, ведущая на вершину горы… и опять асфальт! Ну отлично — я уж опасался, что и серпантин окажется «грунтовкой».
Долину на спуске, хорошо видную с обзорной площадки, полускрывает туман.
Ну, вот мы и внизу. Что дальше? Да конечно же, пара тунелей — и дорога на Гейрангер.
Первый звоночек прозвенел, когда перед нами на Гейрангер свернуло аж четыре туристических автобуса. Часть из них отпала, свернув на Дальсниббу — обзорную площадку высоко над Гейрангер-фьордом, куда можно подняться по платной грунтовке-серпантину. Но мы туда и не собирались — фьорд гораздо красивее вблизи.
На первой череде поворотов есть интересное местечко, именуемое Кнуттен — Узел. Возможно, мы проскочили бы его, не заметив, если бы отворот дороги не был перегорожен ярким заграждением.
Здесь есть участок старой дороги, асфальтированной, но ещё обложенной по краям камнями. Старый серпантин для снижения наклона делает полный круг, пересекая сам себя по мосту. Очень антуражное местечко, напоминающее о старинных замках. Как я понимаю, раньше оно было открыто для проезда машин, но теперь его перекрыли — в общем-то, и правильно сделали.
На спуске перед нами — вереница машин, включая огромные автобусы с туристами. Да, Гейрангер-фьорд, носящий звание самого красивого фьорда в мире — очень раскрученное туристическое место. В прошлый раз ночёвку в нём мы смогли найти лишь в кемпинге на окраине, на площадке у старого амбара…
Впереди — большая стоянка с обзорной площадкой, откуда открывается, пожалуй, лучший вид на Гейрангер, «исток» фьорда. Всё как положено — парковка, туалеты, ограждение… и толпы, ТОЛПЫ народу. Конечно же, многие за заграждением, куда не то что нельзя заходить — а попросту заходить страшно, ибо внизу высоченный обрыв.
Одно из ключевых мест здесь — смотрящее на фьорд Кресло Королевы Сони, поставленное в память о здешней покровительнице туризма. Правда, народу вокруг гораздо больше, чем три года назад, и даже сделать снимок панорамы фьорда малореально.
Возвращаемся на стоянку и видим там полнейший дурдом: пытается разъехаться несколько автобусов, дорога, и без того почти-односторонняя, забита в обе стороны метров на сто.
Поскольку наша Синичка припаркована чуть ниже, на большой стоянке, выехать мы сможем без проблем… вот только всё равно придётся стоять в пробке.
Предлагаю перекусить — благо на парковке места много, и легко можно поставить стол у багажника машины, он даже никому не будет мешать. На том и порешили.
Возвращаемся к парковке… и видим, что аккурат у нашей машины стоит и мирно писает у забора прилично одетый дяденька.
Подхожу к нему и интересуюсь по-английски, не офигел ли он? На что дяденька отвечает, что туалет закрыт.
Туалет. Закрыт. Ага… Он, судя по всему, и не пытался его искать.
М-да, обед отменяется. Пока возимся у машины, делая бутерброды для перекуса «на ходу», пробка рассасывается, и на стоянку въезжает сразу три автобуса. Видны номера — Чехия, Бельгия… Едва автобусы останавливаются, как из них выбегает толпа туристов и… правильно — добрая треть их моментально бежит использовать в качестве туалета эту самую стоянку. Причём толпа народу на стоянке и у машин никого не смущает.
Сурово. Даже для Суровой Норвегии сурово.
Именно эти «цивилизованные европейцы» породили у нас отвращение, которого не смогли добиться ни шумные русские, ни бесцеремонные арабы, ни толпа китайцев… Браво, Европа!
Продолжаем спуск к Гейрангеру, хотя в голове стоит большой вопрос — а оно нам надо? Аня после этих толп народу сразу предложила проехать Гейрангер насквозь, благо фьорд мы уже видели и паром нам не нужен. Я, правда, честно попытался найти место в кемпингах… что вылилось примерно в потерянный час и понимание, что места если и есть, то по конским ценам, даже со своей палаткой, а раскрученные туристические места — зло.
Выходим на правый берег фьорда. Впереди лесенкой поднимается один из самых известных серпантинов — Дорога Орлов, около десятка поворотов на 180 градусов.
Правда, едва начинается подъём, как нас пробивает на ржач, который и продолжается в течение всего подъёма до обзорной площадки.
— Уши закладывает… (Аня)
— Так подъём-то крутой… (Я)
— Хочешь конфетку? (Мишка, с интонациями Хищника)
И тому подобное… В общем, проехали эту жуткую Дорогу Орлов, даже не заметив.
Вид с обзорной площадки Орнесвинген великолепен. С этого ракурса мы Гейрангер-фьорд ещё не видели — в прошлый раз уехали из Гейрангера на пароме. Учитывая S-образную форму фьорда, самые красивые водопады можно увидеть лишь с воды.
Зато отсюда можно увидеть фьорд до первого изгиба, городок, идущий паром, два круизника… кстати, один из них — та самая уже знакомая «Аврора». Сверху в бинокль или телеобъектив можно рассмотреть идущие десантные катера — одни высадили китайский десант, другие подбирают…
А вон далеко-далеко внизу и тот амбарчик, у которого тогда стояла наша палатка. Ничего себе — сейчас там стоит аж несколько машин! И точно, в Гейрангере полный аншлаг…
А мы рады, что выбрались, несмотря на накрапывающий дождик.
Впереди у нас дорога 63, которая будет с нами два дня. В принципе, можно искать кемпинг.
Довольно уютный кемпинг мы нашли довольно быстро, даже разговорились с жильцами — это оказались бывшие питерцы, теперь живущие в Израиле. Но увы — хозяев на месте не оказалось, и пришлось ехать дальше.
А дальше мы почти сразу выскочили к парому на другой берег фьорда, в Валлдал. Недолго думая, переправились и поехали в ближайший кемпинг Vika Camping, обнаруженный на берегу фьорда. Авось порыбачить удастся!
И тут пустота… На двери огромной оранжереи надпись — «Если никого нет, стучитесь в зелёный домик».
Из домика, позёвывая, вышел пожилой хозяин, взял деньги, дал ключ-карту от хозблока и сказал, что можно останавливаться в любом месте полянки с фруктовыми деревьями. Красота! А выхода к воде, увы, нет — обрыв.
Ну и отлично! Тем более, что других «палаточников», кроме нас, тут нет, а значит — в нашем полном распоряжении и поляна, и кухня!
Шикарный контраст с предыдущей ночью.
Комментарии: