При планировании поездок по Армении, вероятно, одно из первых мест, на которые мы обратили внимание — монастыри Ахпат и Санаин в области Лори, в северной горной части Армении. Два монастыря на разных сторонах ущелья, город-завод Алаверди меж ними — умопомрачительное зрелище!
На деле оказалось, что всё не так просто… до начала туристического сезона.
Некоторые фирмы в конце апреля попросту еще не начали сезон экскурсий в северные регионы, поэтому пришлось потратить некоторое время на поиски (добавим к этому революционную, на тот момент, ситуацию в Ереване) — подумывали даже о том, чтобы съездить туда «дикарями», с водителями по найму, что в Армении широко практикуется.
Но всё обошлось. Про турфирмы расскажем отдельно, а сейчас будет рассказ об одной из частей этой поездки. Сразу скажу — это далеко не всё, рассказ придётся разделить на несколько частей, в этот раз ограничимся лишь монастырём Ахпат.
Вероятно, монастырь Ахпат (Հաղպատ) — самый органичный и целостный из виденных нами в Армении в рамках нашей поездки. Впечатление от него не перебил даже легендарный монастырь Татев. Почему? Это и попробуем рассказать.
Следует заметить, что монастырь Ахпат и соседний с ним Санаин с 1996 года числятся под защитой ЮНЕСКО как объекты всемирного культурного наследия.
Монастыри всегда рассматриваются именно парой. Как гласит одна из легенд, один из них строил отец, а другой — сын, решивший, что он в мастерстве не уступает отцу. По легенде, отец как-то пришел посмотреть, как идет работа, и, стукнув стену, воскликнул: «Ах пат!», что значит — цельная, крепкая, сплошная стена. Так монастырь Ахпат получил свое название.
Поскольку был спор, которая из обителей построена раньше, всплывает фраза «са нраниц инэ» — «этот древнее», которую считают ключом к названию «Санаин».
Монастырь основали в конце Х века, при царе Ашоте III, и к середине XII века он стал крупным духовным центром Лорийского царства. Википедия подсказывает, что в 1081 году в Ахпате был рукоположен в сан католикоса армянский епископ Анийский и Ширакский Барсег, что говорит о важности монастыря для Армении в целом.
Как и большинство территории нынешней Армении, с конца XI века эти места разоряются турками-сельджуками. После этого монастырь кочует от одних правителей к другим. Тем не менее, к концу средних веков многие окрестные уделы Армянской Церкви подчиняются архиепископу Ахпата.
К началу ХХ века монастырь Ахпат утратил свое значение и лишился большинства владений, и был вновь открыт уже при католикосе Вазгене I.
Но довольно истории. Высаживаемся из автобуса в посёлке Ахпат. О дороге будет отдельный разговор, а пока скажу — ехать сюда с частниками было бы откровенно страшно 😉
Сезон еще не начался, а потому торговли почти нет:
Монастырь, огороженный невысокой стеной, возвышается перед нами — почти монолитный. И это при том, что строился он не за один раз, а в течение многих лет:
Отдельно возвышается колокольня, построенная в 1245 году:
Находясь тут, понимаешь, что монастырь очень органично вплетается в окрестную природу, словно являясь её частью. Очень сложно в сознании отделить постройки от окрестного пейзажа:
Даже каменная ограда вписывается очень органично:
Постройки монастыря словно вырастают из скалы:
Особенно это заметно для книгохранилища, полностью укрытого под слоем дёрна:
Тут и там — могильные плиты:
Отсюда открывается потрясающий вид на долину. На противоположном обрыве — посёлок Санаин, в котором находится одноимённый монастырь:
Фотографии с трудом передают масштаб:
Вовсю цветут деревья:
Видно, как вдали, в ущелье, дымит город-завод Алаверди:
Пройдём по территории.
Центр монастыря — церковь Святого Знамения (Сурб Ншан), датируемая концом Х века. Считается, что основала её царица Хосровануш, жена царя Ашота III из рода Багратуни. Архитектором считают знаменитого Трдата. Значит ли это, что именно он был сыном из той легенды?
Войдём внутрь.
Притвор построен уже позже, в 1185 году:
Архитектура церкви — традиционная для армянских церквей: четыре столба и четыре опирающихся на них арки. В высокой части — отверстие точно по центру:
Вот и сама церковь:
Чуть крупнее:
Очень красивые элементы с вязью:
В притворе хорошо видны проёмы, ведущие в комнаты для молитв — для простолюдинов на первом ярусе, для дворян — на втором, чтобы они находились выше простолюдинов:
Священнослужителей хоронили прямо здесь, под полом — чтобы люди, проходя по их могилам, вспоминали их имена. Примечательная традиция, не припомню, чтобы встречал такое раньше.
Монастырь Ахпат был одним из хранилищ знаний (к этому мы ещё вернёмся). Поскольку захватчики частенько уничтожали свитки с записями — появилась традиция писать прямо на камне:
У объектов под защитой ЮНЕСКО довольно строгие требования к восстановлению. Кое-где камни осыпаются:
Дверь, как и во многих церквях Армении — сама по себе произведение искусства:
Перейдём в соседний зал — притвор Амазаспа, просторный зал с 4 колоннами, построенный в середине XIII века. На снимке он сзади-слева, слева на переднем плане — часовня Богородицы (Сурб Аствацацин):
Свет, лучом падающий сквозь узкое окно — это нечто:
Традиционное отверстие точно в центре потолка — считается, что это традиция, заданная древними армянскими жилищами:
Перейдём в галерею, опоясывающую церковь Знамения. Википедия подсказывает, что это усыпальница рода Уканянц:
Камень-хачкар, хорошо видный с этой точки — необычный. Это так называемый Всеспаситель (Аменапркич ), датированный 1273 годом. Таких хачкаров-всеспасителей, на которых изображён не просто крест, а распятие, в Армении всего пять:
Сама галерея-усыпальница:
Из галереи можно пройти в книгохранилище — вход в него вдали слева:
Опять обратимся к википедии:
«В XI веке при монастыре возле церкви Сурб Ншан была построена библиотека, ставшая богатейшим собранием армянских средневековых рукописей, позже в целях большей сохранности они были перенесены в близлежащие пещеры, где были устроены читальни. В Ахпате хранилось знаменитое Мугнийское Евангелие (в настоящее время в Матенадаране). Среди утраченных рукописей особую ценность представлял «Котук» (предания монастыря Ахпат), упоминается список Библии 951 года. В 1931 году из Ахпата в Ереван было привезено лишь 12 манускриптов, прочие считаются утраченными».
Именно здесь, в этих сосудах, и хранились свитки:
Общий вид монастыря с правой стороны. Слева — церковь Григория Просветителя, построенная в 1005 году, справа хорошо виден полукруглый выход из галереи-усыпальницы:
Ну и просто несколько снимков на территории:
А вдали видна наша следующая цель — посёлок Санаин с одноименным монастырем:
Комментарии: