Итак, после того, как мы посетили Кронштадт, перед нами встал выбор — просто вернуться домой или заехать еще куда-нибудь. Разумеется, мы выбрали второй вариант — тем более, что после поездки в Ириновку хотелось поближе рассмотреть дуб, который мы, увы, так и не посмотрели вблизи во время съемок клипа «Нет войне».
Так что от Кронштадта продолжаем путь по питерской КАД по часовой стрелке.
Увы, у КАД есть недостаток — с нее нет съезда на Всеволожск, так что приходится сделать небольшой крюк через Колтуши. Впрочем, места знакомые — как раз тут мы ехали в Музей Кошки 🙂
Во Всеволожске сворачиваем на дорогу, которая во время войны была частью той самой Дороги Жизни. К сожалению, из-за плотного потока не смогли остановиться у памятника-полуторки на выезде из Всеволожска 🙁
А вдоль дороги на каждом километре установлены стелы с указанием километра Дороги Жизни:
Вот и первый мемориал, посвященный Дороге Жизни. 12-й километр:
Дальше, на 17-м километре — мемориал «Катюша»:
Другой ракурс, чуть крупнее и нагляднее:
На 30-м километре, в деревне Ириновка, находится тот самый дуб, которому в этом году исполняется 186 лет.
Безмолвный свидетель войны и Дороги Жизни…
Листья еще не распустились, и потому дуб кажется еще огромнее:
На поле, на которое смотрит дуб, еще сохранились окопы и надолбы от военно-исторической реконструкции, которая прошла здесь около месяца назад…
Вот и 40-й километр.
Мемориал «Разорванное кольцо» — вероятно, один из самых известных памятников на Дороге Жизни.
А на разорванном кольце греются на солнышке голуби. Белые. Символы мира…
Именно тут машины сходили на лёд…
Вокруг — синева Ладоги:
Рядом — зенитка:
В этом году у мемориала впервые зажгли Вечный Огонь. Не обошлось без конфуза — в юбилей народу здесь было очень, очень много, и в огонь летело несметное количество монеток… Горелку уже к вечеру пришлось ремонтировать 🙂
Ну а мы продолжаем наш путь. На 44-м километре возвышается громада Осиновецкого маяка.
У волнолома качаются катера:
Маяк огромен, хотя и ниже Стороженского в южной части Ладоги:
На стоянке у маяка — заброшенный павильончик «Пиво-воды». Этакий привет то ли из 80-х, то ли из 90-х…
Вплотную к маяку не подойти — все плотно загорожено высокими заборами. Будем довольствоваться общим видом:
На самом деле, вход на территорию, конечно, есть. И даже собака выглядит дружелюбно. Но мы как-то не привыкли лезть туда, куда не просят 🙂
Лучше — еще несколько снимков Весны:
На 45-м километре нас встречает музей «Дорога Жизни».
Увы, уже довольно поздно, и музей закрыт.
Тем не менее, даже с дороги можно рассмотреть часть экспозиции, расположенной под открытым небом. Например, десантный тендер и буксир «Ижорец №8», собрат тех, что стоят в Новой Ладоге:
Ли-2 — русский собрат американского DC-3, который прошел всю войну, а кое-где используется и сейчас:
Рядом целая роща березок повязана красными косынками:
Здесь стоит памятный знак:
Ну а завершается наш путь на 47-м километре — станции «Ладожское Озеро». Тут, кстати, тоже есть музей.
Здесь стоит паровоз — один из тех, что возил грузы по Дороге Победы:
Кстати, паровоз сам по себе довольно любопытен. Дело в том, что это достаточно редкий в наше время Эш — «серия Э, шведский» — одна из тех машин, что в 20-е годы производилась в Швеции по заказу России. Есть даже иностранное клеймо на раме с серийным номером. В отличие, например, от того Эу, что провел по Дороге Победы первый поезд после прорыва Блокады (который сейчас стоит на станции Волховстрой-1), у этих паровозов открытая будка, без дверей.
Если не ошибаюсь, это кусок корабельной обшивки.
«Сталь можно согнуть. Человеческую волю — никогда».
Хорошие слова.
Ну а мы пускаемся в обратный путь…
Конечно, хотелось бы взглянуть на разрушенную церковь в бывшем селе Морье, но увы — она находится довольно далеко на территории, подконтрольной вооруженным силам 🙁
Так что просто пускаемся в обратный путь.
И напоследок — еще два памятника на трассе «Кола».
Стела, посвященная Дороге Победы, в поселке Приладожский:
…и памятник шоферам в деревне Дусьево:
Надеемся продолжить рассказ о Дороге Жизни — о таких местах, как Кобона, Новая Ладога и Волховстрой.
Комментарии: