Те, кому доводилось ездить на электричке «дачном» участке Петербург-Балтийский — Ораниенбаум, вполне вероятно, обращали внимание на участке Университет-Мартышкино, вдоль линии, справа по ходу из Питера, несколько своеобразных бетонных «мостов» — весьма массивных конструкций. Ныне частично превращенных в помойки… Но вряд ли многие задумывались, что это и откуда взялось.
Это не что иное, как остатки Оранэлы — трамвайной линии Санкт-Петребург-Ораниенбаум, строившейся еще до революции.
Итак, я немного прогулялся в том районе и сделал несколько снимков мест, где когда-то должна была пройти первая русская электричка…
Начинаем от университета. До его корпусов легко доехать на автобусе — хоть от Питера, хоть от Петергофа.
Если идти по направлению к платформе «Университетская» (до недавнего времени она называлась «Университет», можно наткнуться на старые подъездные пути, до того заросшие, что их практически не видно:
Впрочем, ржавые рельсы еще просматриваются:
Вот и нынешние железнодорожные пути. Сюда можно подъехать на электричке:
Если вернуться чуть назад — можно увидеть остатки первого виадука Оранэлы. Несколько лет назад по нему проходила асфальтированная дорожка, но сейчас и она развалилась…
Виадук почти полностью под землей:
Трамвайная линия шла как раз вдоль той платформы, что на снимке выше…
Идем дальше. В сторону уходит дорожка, идущая в парк Сергиевка, который достоин отдельного разговора:
Потом линия шла практически там же, где нынче идет тропинка:
Солнышко смотрит сквозь листья дубков, которые не стали еще разлапистыми монстрами:
Потом линия шла левее этих живописных березок, которых в те времена, конечно, еще не было:
Сейчас это очень приятное и романтичное местечко:
Впереди угадывается очередной виадук:
Он сохранился в более-менее приличном виде:
Расчищенное место сохранилось до сих пор (путь убрали еще в 20-х годах):
А вот молодые дубочки тут есть, и много:
Далее линия уходила за поворот…
…поднималась на искусственную насыпь…
…и шла по ней…
…до очередного виадука…
…который торчит в одиночестве и облюбован местными ценителями граффити:
Сейчас, конечно, тут уже есть железнодорожная линия — трамвай больше не нужен, его пути оканчиваются в Стрельне:
Рядом пасутся местные козы:
Ну а мы идем дальше 🙂
На насыпи так и осталась «просека» — вероятно, в те времена эти березы были еще саженцами, если вообще были:
Очередной виадук с насыпи почти незаметен в густой зелени:
Он сохранился лучше других… но зато превращен в помойку 🙁
Ладно хоть, графитчики его немного «облагородили»…
На насыпи — никого…
Но очень много цветущей земляники:
От железнодорожной романтики никуда не деться:
Идем дальше…
Очередной виадук был на территории гаражей (на снимке справа). Из детства его прекрасно помню — из него был сделан гараж, но сейчас его уже нет. Вероятно, снесли…
Ну, а дальше линия входила на мост через основную железнодорожную ветку… и шла дальше — на Ораниенбуаум…
Ну и напоследок — еще немножко березок…
…и кликабельная панорама:
Комментарии: