Кемпинг настолько понравился, что даже не хочется уезжать!
Ну да ладно, сегодня нам предстоит маршрут пусть по уже знакомым, но очень интересным местам.
Утро встречает туманом — как и вчера, вершины гор затянуты. Когда едем по дороге, ощущение, что попали в мистическую историю: мы-то знаем, что высоченные горы стискивают эту дорогу с обеих сторон, но впереди — лишь ёлочки вдоль дороги в тумане…
Вон и кемпинг, где мы останавливались в прошлый раз — хорошо видно за речушкой хозблок с травяной крышей. Иногда проскакивают солнечные поляны, понемногу солнце начинает отвоёвывать горы у тумана.
Ненадолго останавливаемся в Гудвангене, у устья узкого Нёройфьорда. В прошлый раз здесь было пустовато, а сейчас построен городок викингов, на полянке разложены каяки (байдарки, говоря русским языком), да и на ровненькой поверхности воды скользит с десяток байдарочников… День начался.
Где-то высоко-высоко над нами с вершины хребта падает три водопада, гигантских, но отсюда тоненьких, как ниточки — к сожалению, перспективу ни одна фотография передать не способна.
Ныряем в туннель и выскакиваем из него в следующей долине, у городка Флом. Основная его достопримечательность — станция железной дороги «Фломсбана», которая носит титул самой высокогорной и возит туристов по горному маршруту. Впрочем, здешний железнодорожно-краеведческий музей — очень, кстати, неплохой — мы осмотрели в прошлый раз и повторяться не будем. Так, заедем «поздороваться» и посмотреть мимоходом…
Много народу, очень много. Впервые в этой поездке встречаем вездесущих китайцев — их реально толпы: у причала стоит десантный корабль… ой, простите, круизник с романтическим названием «Аврора», который, судя по всему, только что высадил китайский десант. Китайцы идут сплошой толпой, почти сметая всё на своём пути, и прямо на ходу делают сэлфи, ничуть не заботясь, что в кадре, помимо их лица, ещё два десятка лиц, делающих то же самое.
Любопытно, что именно здесь мы в прошлый раз встретили колонну (!!!) китайской молодёжи, одинаково одетой и с одинаковыми упаковками дымящейся китайской лапши…
Не надо нам толп народа! Мы едем дальше, к Лаэрдальскому туннелю. Впрочем, перед ним чуть отклонимся от прямого маршрута — до очередного водопада Аурланн всего пара километров. Правда, подойти к нему близко не удалось, но прогулка в солнечный день по прогретой солнцем траве хороша сама по себе.
В Лаэрдальском туннеле мы тоже были, но нельзя отказать себе в удовольствии углубиться в него на шесть километров, до первой подсвеченной площадки. Вот она, пещера горного короля — цветной свет и гулкое эхо, хоть оркестр сажай! Любой звук отдаётся так, что аж по ушам бьёт, а уж от шума проехавшей машины даже уши закладывает!
Если проехать эти 23 километра (Лаэрдальский туннель — самый длинный в Норвегии), можно выскочить на противоположную сторону горы. Но зачем это делать, если можно подняться на Снежную Дорогу???
Вот он, один из главных туристических аттракционов Норвегии. Узкая дорога, поднимающаяся в горы, на вершине которых снег лежит круглый год — даже в июле полутора-двухметровыми пластами…
Подъём — сам по себе аттракцион. Односторонний серпантин с поворотами на 180 градусов — для тех, кто уже привык к норвежским дорогам в горах. В этот-то раз я ехал по нему, насвистывая, а три года назад вёл машину, судорожно вцепившись в руль, а Аня выглядывала в окно с правой стороны, видя под собой лишь обрыв… Да, отбойников на этой дороге нет.
Но зато тут есть потрясающий вид на Аурлан-фьорд, который с поворотами дороги оказывается то с правой, то с левой стороны. Проезжаешь мимо корней огромных елей — через несколько витков серпантина уже едешь мимо их верхушек…
На первой же обзорной площадке оказывается достаточно свободно — выходим на несколько, чтобы насладиться видом… и после паузы — снова вверх!
Вторая площадка — знаменитый Стегастейн, «мост в никуда», обзорная площадка на высоченных сваях. Тут довольно большая парковка, туалеты (причём с панорамным окном и видом на фьорд) и уйма народу: как-никак, отсюда открывается отличный вид.
— А пахнет горелым. То ли сцепление, что ли тормозные колодки, — замечаю я.
— …То ли у водителей на серпантине что-то подгорело, — моментально реагирует Мишка. Тот ещё тролль!
В небе парит парашютист на «крыле»…
Отсюда вид на фьорд еще лучше:
Нагулявшись, садимся в машину и продолжаем подъём. Как-то сама собой приходит лесотундра с куцыми деревцами, потом — тундра вообще почти без деревьев… Следующее интересное местечко на подъёме мы могли бы и пропустить, если бы заранее не знали его координаты — парковка хорошо видна на спуске, а не на подъёме.
Машин на парковке довольно много — тут начинаются тропы по окрестным горам. Идём и мы — буквально метров через триста некрутого подъёма открывается каменное плато, с которого такой вид на Аурлан-фьорд, что Стегастейну и не снилось. И это — на фоне совершенно дикой природы!
Видна лишь метеорологическая вышка, сложенное кем-то кострище на камнях… и пара одиноких палаток, рядом с одной из которых удобно расположилась на стульях парочка средних лет. Да, даже в горах можно устроиться с комфортом!
Людей вокруг не так много, и они рассеяны по огромной территории. Большинство поднимается на соседнюю сопку — видно, как по круче вьётся тропа. Так что есть полное ощущение безлюдности. Вот она, настоящая Норвегия!
А Мишка, кстати, именно тут сложил каменную пирамидку. Надеюсь, примета верна, и из пирамидки появится новый тролль, который будет помогать гостям Норвегии. Как нам, например.
Поднимаясь на машине дальше по дороге, замечаем странную вещь. Снега нет, такое ощущение, совсем — только каменные поля. Вспоминаем то, что было три года назад… и понимаем, что снега и правда очень, очень мало.
Конечно, находим снежный пласт и идём беситься и играть в снежки. Правда, куртки, кажется, особо и не нужны — а ведь в прошлый раз мы были в куртках, причём застёгнутых наглухо!
Припарковав машину в смутно знакомом месте у тонкого слоя снега, с удивлением понимаем — именно здесь тогда лежал тот самый почти двухметровый пласт. Вот оно, глобальное потепление… оно и правда есть, и именно здесь это отлично видно.
Остановка у озерка метрах в двухстах дальше лишь укрепляет предположение. Три года назад в том же июле, что и сейчас, на его поверхности громоздились ледяные торосы, а противоположный берег был покрыт снегом. Сейчас я даже ополоснул в нём ноги, причём не скажу, что было холодно!
И только тут приходит понимание — да мы ж по всем правилам уже должны были увидеть снег! И на каменных полях по дороге к Люсефьорду, и на 520-й дороге у плотины… А снега — нет.
Выезжаем на довольно большую парковку, от которой разбегаются тропы. Машинами всё забито, н оместечко найти можно — тут есть и столики, чтобы перекусить, и туалет, причём с крышей из солнечных батарей… Чуть в стороне раскинулось озерцо, и в него стекает с отвесного холма водопад. Ну да, в прошлый раз подножие водопада было в снегу, мы к нему не пошли… Сходим сейчас!
Снега вокруг нет и в помине. Народу довольно много, преимущественно это европейские родители с детьми, больше похожими на шарики, пенсионеры с кемперов и суровые байкеры и байкерши «сорок плюс».
К водопаду можно пройти по довольно сырому плоскому берегу озера, прыгая по камням. Подобрались почти вплотную, любуясь, как играют струи на солнце. Снежная Дорога… почти без снега.
После стоянки дорога начинает идти вниз — правда, с этой стороны нет столь сурового серпантина. На очередном плавном повороте замечаем стоянку с длинным бетонным пандусом, служащим сразу и обзорной площадкой. Горы со снежными вершинами вдали — судя по ракурсу, Йотунхеймен.
Отсюда открывается вид на долину, вниз петлями уходит дорога. Внизу виден шлагбаум — свободный проезд по верхней части дороги, где мы находимся сейчас, в сезон снега перекрывается. А пандус ведёт к интересному арт-объекту — пещере…
Заходить в тёмную пещеру, кстати, жутковато. Внутри подсветка — и медведь, лежащий на куче мусора. Да, это лишнее напоминание о загрязнении окружающей среды… хотя то, что названо «мусором», правильнее было бы назвать «антиквариатом». Чего тут только нет!
Дорога вниз гораздо проще, чем вверх, в основном из-за того, что почти нет крутых поворотов. Три года назад тут вовсю расхаживали овцы — сейчас их не встретили, зато на спуске много велосипедистов, которые едут с такой скоростью, что не сразу и обгонишь. Кому как, а мне разгоняться на подобных спусках страшновато.
На уровень моря выезжаем неподалёку от Лаэрдаля. Тут есть отличная стоянка со столиками — останавливаемся на обед. Пока разогревается суп, Мишка бежит ловить рыбу — благо фьорд, тут можно.
Рыба, правда, не ловится, хоть и плещется почти у берега — своими глазами видел, как рыбина идёт за блесной… и сворачивает в сторону. Рядом рыбачит француз с навороченным спиннингом — у него тоже пусто.
Что дальше?
А дальше свернём немного в сторону — невдалеке за Лаэрдалем, в Боргунне, находится очередная ставкирха, причём единственная, которая не перестраивалась и сохранилась в первозданном виде.
Ехать недалеко, но всё равно на очередной развязке сворачиваем не туда… и оказываемся у красивейшего ущелья, по которому водопадами бежит поток. В этом вся Норвегия — тут всегда можно найти красивое местечко, даже если заблудился!
Ставкирха в Боргунне оказывается гораздо более серьёзной, чем виденные ранее — тут без билета не пускают не только внутрь самой ставкирхи, но даже не позволяют к ней подойти. Более того — без билета не пройти даже внутрь информационного центра к туалету… Однако.
Довольствуемся осмотром окрестностей. Рядом со ставкирхой, кстати, стоит обычная церковь. А ставкирха — аккуратная и маленькая… и абсолютно чёрная от пропиточной смолы. Почти 900 лет, как-никак…
Ненадолго заезжаем ещё в одно местечко в нескольких километрах дальше — участок старой почтовой дороги Виннхеллавеген, классическая грунтовка-серпантин, огороженная со стороны обрыва камнями. Правда, далеко подниматься не стали — буквально после первой пары поворотов на дороге появляются современные перила и другие признаки цивилизации, а это уже не так интересно…
Ну что ж, пора искать ночлег, и местечко у нас уже запланировано. Правда, эти места не отпускают — по пути заезжаем в узенькую долину ещё к одному шикарному водопаду. А домики на склоне — просто прелесть… Кому-то ледники и тундра, кому-то ущелья и водопады — в Норвегии есть всё!
Очень удачно выезжаем к берегу фьорда — как раз подходит паром, который перевезёт нас на противоположный берег, в Каупангер. Хорошо, когда не нужно ждать! Впрочем, паромы в таких местах ходят часто.
На противоположном берегу дорога сразу ныряет в туннель и через некоторое время выводит к городку Согндал. А дальше мы выходим на дорогу 55, хорошо знакомую по прошлому разу. Да, у нас запланировано посещение уже знакомого места — ледника Нигардсбрин. Правда, в прошлый раз мы рванули туда сходу, после напряжённого дня, но в этот раз мы отдыхаем, а потому к леднику пойдём утром.
Второстепенная дорога, ведущая к Нигардсбрину, идёт вдоль речки с зелёно-голубой водой — река течёт из ледника, и цвет её просто нереален. Один за одним встречаются коротенькие туннели, попадается и кусок старой дороги с ржавеньким остом над водопадом… Романтика!
Ближе всего к леднику находится Nigardsbreen Camping, в котором мы и останавливались в прошлый раз. Тут ничего не поменялось, на рецепшене та самая обаятельная старушка, говорящая на малопонятном языке — думаю, щедро смешивая английские и норвежские слова. О чудо — тут не только есть свободные домики, но и цена на них более-менее демократична, всего 475 крон! Не задумываясь останавливаемся в домике — это и кровати (правда, без белья — стандартная практика для кемпингов, но оно у нас предусмотрительно взято с собой), и кухня с холодильником, и электричество. Просто чудесно после насыщенного дня!
Для хорошего завершения дня нужна лишь рыба на одноразовом гриле. Надо пользоваться случаем!
Комментарии: