Незадолго до Нового года появилась возможность посетить новый музей — Музей железных дорог России в Санкт-Петербурге, так называемый «железнодорожный музей на Балтийском вокзале».
Судьба экспозиции непроста, музей под открытым небом сменил уже два места — Шушары (платформа «Паровозный музей»), комплекс «Варшавский экспресс», и вот теперь обосновался в старых железнодорожных зданиях у Балтийского вокзала. В двух предыдущих местах мне довелось побывать (ссылка на фотоотчет выше), теперь вот можно рассказать и о новом музее — благо попал в него в период бесплатного входа.

Поскольку коллекция музея очень широка, она достойна отдельного рассказа, а сейчас просто поделюсь общими впечатлениями.

Железнодорожный музей на новом месте сделан капитально. Официальный сайт есть: http://rzd-museum.ru/, но я бы не назвал его очень уж информативным.

Оборудована парковка:

У входа встречает паровоз СО — вероятно, один из самых солидных отечественных паровых локомотивов. Мне, кстати, довелось в детстве на таком прокатиться:

Вход в музей до конца декабря 2017 года был бесплатным.

Оформление внутри достаточно стильное:

При работе «в тестовом режиме» часть залов была доступна лишь для организованных экскурсий:

Но в целом практически вся экспозиция была открыта для обозрения.

В информационной зоне есть скамейки, на круговом экране постоянно идет видео.

Вообще, следует отметить, что оформлен музей грамотно, не хватает лишь одного — указателей, где именно какой экспонат расположен. Конечно, те экспонаты, что внутри, уже подписаны, но найти что-то конкретное сходу будет сложновато, несмотря на разделение экспозиции по темам.

Конечно, есть дежурные сотрудники, готовые ответить на вопросы.

Можно вполне ограничиться той частью музея, что под крышей — везде есть удобные переходы…

…и лифты:

Хотя в уличной части экспозиции есть очень интересные экспонаты — ниже я о них расскажу.

Интересная деталь: есть компьютерные элементы, гармонично дополняющие «железную» экспозицию, как вот этот экран, оживляющий сцену перрона:

Вот такие фигуры в самых разных местах дополняют картину, создавая нужное впечатление:

 

Давайте пройдёмся по музею.

Для начала можно выйти на улицу. Детишки резвятся в снегу:

А рядом с ними молчаливо замерло орудие линкора «Императрица Мария» на железнодорожном ходу, одно из трёх сохранившихся — еще по одному находится в форте Красная Горка и в Москве на Поклонке. Тут же стоит пара броневагонов.

ВЛ-8, один из самых мощных в мире локомотивов своего времени, выдворен на улицу. Неудивительно — все же он великоват:

Тут же находятся как серийные электровозы…

…так  и раритеты, типа первой серйиной «машки» или газотурбовоза:

Некоторые экспонаты еще не выставлены и стоят за забором:

Хотя гвоздь программы, БЖРК aka «ракетный поезд», конечно же, занимает почетное место в уличной коллекции музея:

Надо сказать, что абсолютно все экспонаты подвижны и могут быть вывезены из внутренней части музея вот через это устройство:

Отдельный большой раздел посвящен промышленным и маневровым локомотивам:

Снег, конечно же, чистится:

В уголке приютились пассажирские поезда — дизельные и электрические:

Предшественники «Сапсана» — «Сокол» и ЭР-200:

Ну а теперь вернемся к внутренней экспозиции.

Интересный экспонат, которого не было в музеях-предшественниках — паровоз в разрезе. «Донором» послужил послевоенный Эр — вероятно, этих паровозов сейчас сохранилось больше всего:

Внутри есть поворотный круг с установленным на него СО:

Паровозы впечатляют, хотя подобраны бессистемно — рядом с послевоенными оказываются и дореволюционные:

Антураж:

Пассажирские локомотивы стоят рядышком:

На самом деле, больше всего лично я боялся, что в экспозиции «потеряются» совершенно уникальные машины — в частности, этот ТЭ-5, один из двух (!!!) произведённых, на Варшавке был загнан в дальний угол. Здесь он занял почётное место:

Прекрасное соседство:

ТЭП-80 — тоже машина несерийная и уникальная. Рекорд до сих пор не побит:

Очень оживляют экспозицию мелкие детали:

Ну и этапные машины, конечно:

ТЭ-1 (справа) рядом со своим американским папой — Да (слева):

В пару кабин можно заглянуть:

Дедушка всех тепловозов — уникальный тепловоз Гаккеля, который я в свое время видел еще в депо Ховрино, пусть и из окна поезда:

Интересный подход: в музее сделан своеобразный «второй этаж» для удобства осмотра:

Ну вот и всё на первый раз.

Я обязательно продолжу рассказ об экспонатах этого очень интересного музея — возможно, с использованием снимков, сделанных еще в Шушарах и на Варшавском вокзале.