Незадолго до Нового года появилась возможность посетить новый музей — Музей железных дорог России в Санкт-Петербурге, так называемый «железнодорожный музей на Балтийском вокзале».
Судьба экспозиции непроста, музей под открытым небом сменил уже два места — Шушары (платформа «Паровозный музей»), комплекс «Варшавский экспресс», и вот теперь обосновался в старых железнодорожных зданиях у Балтийского вокзала. В двух предыдущих местах мне довелось побывать (ссылка на фотоотчет выше), теперь вот можно рассказать и о новом музее — благо попал в него в период бесплатного входа.
Поскольку коллекция музея очень широка, она достойна отдельного рассказа, а сейчас просто поделюсь общими впечатлениями.
Железнодорожный музей на новом месте сделан капитально. Официальный сайт есть: http://rzd-museum.ru/, но я бы не назвал его очень уж информативным.
Оборудована парковка:
У входа встречает паровоз СО — вероятно, один из самых солидных отечественных паровых локомотивов. Мне, кстати, довелось в детстве на таком прокатиться:
Вход в музей до конца декабря 2017 года был бесплатным.
Оформление внутри достаточно стильное:
При работе «в тестовом режиме» часть залов была доступна лишь для организованных экскурсий:
Но в целом практически вся экспозиция была открыта для обозрения.
В информационной зоне есть скамейки, на круговом экране постоянно идет видео.
Вообще, следует отметить, что оформлен музей грамотно, не хватает лишь одного — указателей, где именно какой экспонат расположен. Конечно, те экспонаты, что внутри, уже подписаны, но найти что-то конкретное сходу будет сложновато, несмотря на разделение экспозиции по темам.
Конечно, есть дежурные сотрудники, готовые ответить на вопросы.
Можно вполне ограничиться той частью музея, что под крышей — везде есть удобные переходы…
…и лифты:
Хотя в уличной части экспозиции есть очень интересные экспонаты — ниже я о них расскажу.
Интересная деталь: есть компьютерные элементы, гармонично дополняющие «железную» экспозицию, как вот этот экран, оживляющий сцену перрона:
Вот такие фигуры в самых разных местах дополняют картину, создавая нужное впечатление:
Давайте пройдёмся по музею.
Для начала можно выйти на улицу. Детишки резвятся в снегу:
А рядом с ними молчаливо замерло орудие линкора «Императрица Мария» на железнодорожном ходу, одно из трёх сохранившихся — еще по одному находится в форте Красная Горка и в Москве на Поклонке. Тут же стоит пара броневагонов.
ВЛ-8, один из самых мощных в мире локомотивов своего времени, выдворен на улицу. Неудивительно — все же он великоват:
Тут же находятся как серийные электровозы…
…так и раритеты, типа первой серйиной «машки» или газотурбовоза:
Некоторые экспонаты еще не выставлены и стоят за забором:
Хотя гвоздь программы, БЖРК aka «ракетный поезд», конечно же, занимает почетное место в уличной коллекции музея:
Надо сказать, что абсолютно все экспонаты подвижны и могут быть вывезены из внутренней части музея вот через это устройство:
Отдельный большой раздел посвящен промышленным и маневровым локомотивам:
Снег, конечно же, чистится:
В уголке приютились пассажирские поезда — дизельные и электрические:
Предшественники «Сапсана» — «Сокол» и ЭР-200:
Ну а теперь вернемся к внутренней экспозиции.
Интересный экспонат, которого не было в музеях-предшественниках — паровоз в разрезе. «Донором» послужил послевоенный Эр — вероятно, этих паровозов сейчас сохранилось больше всего:
Внутри есть поворотный круг с установленным на него СО:
Паровозы впечатляют, хотя подобраны бессистемно — рядом с послевоенными оказываются и дореволюционные:
Антураж:
Пассажирские локомотивы стоят рядышком:
На самом деле, больше всего лично я боялся, что в экспозиции «потеряются» совершенно уникальные машины — в частности, этот ТЭ-5, один из двух (!!!) произведённых, на Варшавке был загнан в дальний угол. Здесь он занял почётное место:
Прекрасное соседство:
ТЭП-80 — тоже машина несерийная и уникальная. Рекорд до сих пор не побит:
Очень оживляют экспозицию мелкие детали:
Ну и этапные машины, конечно:
ТЭ-1 (справа) рядом со своим американским папой — Да (слева):
В пару кабин можно заглянуть:
Дедушка всех тепловозов — уникальный тепловоз Гаккеля, который я в свое время видел еще в депо Ховрино, пусть и из окна поезда:
Интересный подход: в музее сделан своеобразный «второй этаж» для удобства осмотра:
Ну вот и всё на первый раз.
Я обязательно продолжу рассказ об экспонатах этого очень интересного музея — возможно, с использованием снимков, сделанных еще в Шушарах и на Варшавском вокзале.
Комментарии: