Ну что ж, предлагаю опять погрузиться в занимательное краеведение.

Конечно, интереснее всего было бы раскрыть тему вокзала станции Волховстрой в годы войны. Тем более, как выяснилось, материалы существуют — в частности, в центральном архиве кино-, фото- и фонодокументов обнаружились аж два неплохих снимка вокзала Волховстрой. Да, в своих предположениях я оказался прав — большой вокзал в Волховстрое был. Но, к сожалению, архивные фотографии обвешаны авторскими правами настолько плотно, что их нельзя даже сохранять себе, не то что вывешивать где-либо — только разово посмотреть за плату. Поэтому будем продолжать искать это таинственное здание в других источниках — могу лишь сказать, что представляло оно собой два двухэтажных корпуса, выходящих фронтонами на перрон, с соединяющим их одноэтажным корпусом. Материал — судя по всему, оштукатуренное дерево. Стилистика в общих чертах напоминает этакую сильно уменьшенную версию первоначального Финляндского вокзала в Петербурге, что-то вроде такого:

Ну а мы не будем удаляться от военной тематики. Предлагаю взглянуть на совмещение сравнительно современной карты и карты военного времени:

Как видим, на карте отлично видны временные железнодорожные ветки, построенные в военное время.
Попробуем нанести их на современную яндекс-карту и посмотрим, где можно увидеть это «эхо войны» в наше время. Фрагмент яндекс-карты с пометками кликабелен.

Для получения «сегодняшних» снимков воспользуемся сервисами гугла.

Временная ветка отходила от основной в районе «ленинградской горловины», в районе будущего парка отстоя электровозов. Ничего нет странного в том, что бывшее ложе ветки сохранилось до сих пор, превратившись в улицу Верещагина. Правда, сейчас она большей частью практически непроезжая, хотя в конце 1980-х ещё выглядела прилично — по крайней мере, на велосипеде по ней можно было проехать без проблем… Сейчас и улицу увидеть непросто — она уходит за припаркованные автомобили.
На фрагменте яндекс-карты выше этот участок отмечен синим.

Ветка выходила в посёлок и делала по нему поворот, после чего выходила к Ленинградским тупикам. Посмотрим на них. Уходящая в тупики ветка отмечена жёлтым — часть её существует до сих пор, хоть и стала значительно короче.

Вот она, идёт параллельно основной линии:

Рельсы уже ржавые — используется линия довольно редко, в отличие от 80-х годов:

Фрагмент из яндекс-панорам — их оператор забрался чуть дальше, хотя самой ветки не видно — она идет вдоль деревьев слева:

В конце 70-х тут ещё стояли многочисленные амбары — в частности, зернозаготовительные склады. На фото 1976 года, сделанном из дома на Кирова, 1а, они отлично видны — вагоны стоят как раз в сильно укороченных Ленинградских тупиках:

Да, тупики были «укорочены» как раз в это время — когда был построен дом на Гагарина, 4а (на снимке слева). Раньше пути шли «сквозь него» — этот кусок ветки отмечен оранжевым.

Взглянем на тупики с верхних этажей дома на Гагарина, 4а, вернувшись в 1988 год.
Отлично видны две ветки (на самом деле, их было три — третья, самая левая, судя по всему, здесь и заканчивалась и к моменту снимка была уже сильно укорочена — вдалеке видны стоящие в ней вагоны). С левой стороны, где «чистое поле» (сейчас оно густо заросло борщевиком), стояли зернозаготовительные склады.
Левая из видимых веток, с пассажирскими вагонами, скорее всего, уходила на «временную станцию» на месте нынешнего ТЦ «Восток» (на карте отмечено белым), правая (свободная) выскакивала на ул.Гагарина, в те времена Мурманскую (отмечено красным), хотя в комментариях подсказывают, что рельсы шли не по ней самой, а севернее. Но старая карта это не подтверждает.
На заднем плане видна стрелка — это подходит та самая ветка-обход, что помечена синим. В момент съемки она уводила на лесопилку:

Въезд на лесопилку:

Ещё несколько снимков сохранившихся до конца 80-х складов (сейчас, в конце 2010-х, этого нет и в помине):

А тогда тут малышня неплохо каталась на плотах 🙂

Посмотрим в обратную сторону. Но для начала взглянем на старый снимок 1975 года, который я уже выкладывал:

Он сделан примерно от торца белого кирпичного дома со снимка ниже (Профсоюзов, 10а). Линия, отмеченная на карте белым (на фото выше ее рельсы еще не убраны), шла аккурат по его месту. Тут же, как говорят старожилы, находился деревянный псевдовокзал, где выгружали эвакуированных для санобработки — благо рядом была баня (старое здание бани снесено в начале 80-х, сейчас выстроена новая баня, но вот даты пострйоки старой бани лично я не нашел. Возможно, она и правда была довоенной — тем более, по Гагарина есть каменные дома довоенной постройки). Деревянные здания снесли во второй половине 70-х — идущие вдоль нынешнего дома на Профсоюзов, 10а деревянные дома помню даже я.

Кстати, здание санэпидстанции (Кирова, 2б — на панораме выше это крайний дом слева) и пути тупиков отлично видно на снимке из коллекции Музея истории г.Волхов (судя по антуражу — начало 50-х):

Оставаясь в 80-х, «перепрыгнем» в дом по улице Профсоюзов, 10 (вдали, параллельно тому, в котором находимся) — во время войны его, конечно, ещё не было, он построен в середине 1970-х. На месте нынешнего ТЦ «Восток» ещё стоит кинотеатр «Восток», который сейчас «спрятался» в недрах ТЦ. Аккурат на его месте (точнее, чуть дальше) и заканчивались Ленинградские тупики (отмеченный белым участок):

Теперь вернёмся к той линии, что шла по Мурманской (выделена красным). Вот этот дом, построенный в 1934, её помнит:

Он же в конце 60-х:

Выбравшись за пределы привокзального района, ветка (отмечено зелёным) уходила на «болото» — вот это уже любопытно, сейчас там не сохранилось даже напоминаний о ней, да и странно, как умудрились её проложить по столь сырому месту… Впрочем, по первому её участку сейчас идёт тропинка, по которой люди выходят к домам на Нахимова и Борисогорском Поле.
Мне вот, кстати, интересно — а почему деревня Борисова Гора (нынешняя ул.Суворова) и нынешнее Борисогорское Поле находятся по разные стороны железнодорожной линии?

Ну а дальше, выйдя с болота (проект парка «Солнечная долина» середины 90-х так и остался прожектом), линия петляет по Борисогорскому Полю, видимо, обходя деревенскую застройку, которая была окончательно снесена уже в 1990-х (отмечено зеленым).

В результате она выходит к мосту… и тут мы возвращаемся к посту про Октябрьскую набережную.
То, что описано в нём, на карте выделено коричневым.

На этом наше путешествие в историю завершаем, а всем любопытным волховчанам могу предложить летом (а лучше — весной, когда не так всё заросло) пройти по описанным местам 😉