Те, кому доводилось ездить на электричке «дачном» участке Петербург-Балтийский — Ораниенбаум, вполне вероятно, обращали внимание на участке Университет-Мартышкино, вдоль линии, справа по ходу из Питера, несколько своеобразных бетонных «мостов» — весьма массивных конструкций. Ныне частично превращенных в помойки… Но вряд ли многие задумывались, что это и откуда взялось.
Это не что иное, как остатки Оранэлы — трамвайной линии Санкт-Петребург-Ораниенбаум, строившейся еще до революции.
Итак, я немного прогулялся в том районе и сделал несколько снимков мест, где когда-то должна была пройти первая русская электричка…

Начинаем от университета. До его корпусов легко доехать на автобусе — хоть от Питера, хоть от Петергофа.

IMG_1267

Если идти по направлению к платформе «Университетская» (до недавнего времени она называлась «Университет», можно наткнуться на старые подъездные пути, до того заросшие, что их практически не видно:

IMG_1269

Впрочем, ржавые рельсы еще просматриваются:

IMG_1270

Вот и нынешние железнодорожные пути. Сюда можно подъехать на электричке:

IMG_1385

Если вернуться чуть назад — можно увидеть остатки первого виадука Оранэлы. Несколько лет назад по нему проходила асфальтированная дорожка, но сейчас и она развалилась…

IMG_1277

Виадук почти полностью под землей:

IMG_1275

IMG_1274

Трамвайная линия шла как раз вдоль той платформы, что на снимке выше…

Идем дальше. В сторону уходит дорожка, идущая в парк Сергиевка, который достоин отдельного разговора:

IMG_1278

Потом линия шла практически там же, где нынче идет тропинка:

IMG_1280

IMG_1281

Солнышко смотрит сквозь листья дубков, которые не стали еще разлапистыми монстрами:

IMG_1283

Потом линия шла левее этих живописных березок, которых в те времена, конечно, еще не было:

IMG_1285

IMG_1303

Сейчас это очень приятное и романтичное местечко:

IMG_1287

IMG_1288

IMG_1296

IMG_1293

Впереди угадывается очередной виадук:

IMG_1299

Он сохранился в более-менее приличном виде:

IMG_1304

IMG_1305

IMG_1308

Расчищенное место сохранилось до сих пор (путь убрали еще в 20-х годах):

IMG_1306

А вот молодые дубочки тут есть, и много:

IMG_1310

Далее линия уходила за поворот…

IMG_1313

…поднималась на искусственную насыпь…

IMG_1315

…и шла по ней…

IMG_1317

…до очередного виадука…

IMG_1318

IMG_1319

…который торчит в одиночестве и облюбован местными ценителями граффити:

IMG_1326

IMG_1330

Сейчас, конечно, тут уже есть железнодорожная линия — трамвай больше не нужен, его пути оканчиваются в Стрельне:

IMG_1338

IMG_1332

Рядом пасутся местные козы:

IMG_1334

Ну а мы идем дальше 🙂

IMG_1333

На насыпи так и осталась «просека» — вероятно, в те времена эти березы были еще саженцами, если вообще были:

IMG_1337

IMG_1336

Очередной виадук с насыпи почти незаметен в густой зелени:

IMG_1339

Он сохранился лучше других… но зато превращен в помойку 🙁

IMG_1340

Ладно хоть, графитчики его немного «облагородили»…

IMG_1343

IMG_1342

На насыпи — никого…

IMG_1346

Но очень много цветущей земляники:

IMG_1352

IMG_1351

От железнодорожной романтики никуда не деться:

IMG_1354

IMG_1362

IMG_1360

Идем дальше…

IMG_1348

Очередной виадук был на территории гаражей (на снимке справа). Из детства его прекрасно помню — из него был сделан гараж, но сейчас его уже нет. Вероятно, снесли…

5899071c8a1at

Ну, а дальше линия входила на мост через основную железнодорожную ветку… и шла дальше — на Ораниенбуаум…

IMG_1358

Ну и напоследок — еще немножко березок…

IMG_1383

…и кликабельная панорама:

Panorama 1